Оригинал взят у
tar_and_japan_2 в
читая с карандашом: Махасатипаттхана сутта (сухой остаток)-2
(Фото: "Скалистые горы", Колорадо. 2004)
II. Созерцание чувств (ведана)
(1) когда монах испытывает чувство счастья, он распознает: "Испытываю приятное чувство";
(2) когда испытывает чувство страдания, он распознает: "Испытываю мучительное чувство";
(3) когда испытывает чувство ни счастья, ни страдания, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное чувство";
(4) когда испытывает плотское чувство счастья, он распознает: "Испытываю приятное плотское чувство";
(5) когда испытывает не-плотское чувство счастья, он распознает: "Испытываю приятное не-плотское чувство";
(6) когда испытывает плотское чувство страдания, он распознает: "Испытываю мучительное плотское чувство";
(7) когда испытывает не-плотское чувство страдания, он распознает: "Испытываю мучительное не-плотское чувство";
(8) когда испытывает плотское чувство ни счастья, ни страдания, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное плотское чувство";
(9) когда испытывает не-плотское чувство ни счастья, ни страдания, он распознает: "Испытываю ни приятное, ни мучительное не-плотское чувство".
Таким образом он отслеживает чувства сами по себе внутренне,
либо он отслеживает чувства сами по себе внешне (в другом),
либо он отслеживает чувства сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в чувствах (факторы возникновения: невежество, жажда, карма, ощущение чувств), либо он отслеживает факторы исчезновения в чувствах, либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в чувствах. Его памятование (незабывание) соотносится с мыслью "Чувство существует".
Его памятование (незабывание) соотносится с мыслью "Чувство существует"
III. Созерцание ума (читта)
(1) ум со страстью, как ум со страстью; ум без страсти, как ум без страсти;
(2) ум с отвращением, как ум с отвращением; ум без отвращения, как ум без отвращения;
(3) ум с заблуждением, как с заблуждением; ум без заблуждения, как без заблуждения;
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума (это относится к негибкому и ленивому состоянию ума);
рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума (это относится к беспокойному уму);
(5) просторное состояние ума, как просторное состояние ума (ум медитативной поглощенности тонко-телесной и нетелесной сферы (рупа-арупа-джхана));
не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума (обычный ум, или чувственное состояние существования (камавачара));
(6) состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума,
как состояние, по отношению к которому есть умственно более высокие состояния (ум чувственного состояния существования, по отношению к которому есть другие более высокие состояния ума.);
(7) состояние ума, по отношению к которому нет умственно более высокого состояния ума,
как состояние, по отношению к которому нет умственно более высоких состояний (ум тонко-телесной и нетелесной сферы, по отношению к которому нет более высоких земных состояний ума.);
(8) сосредоточенное состояние ума, как сосредоточенное состояние ума;
(9) не сосредоточенное состояние ума, как не сосредоточенное состояние ума;
(10) освобожденное состояние ума, как освобожденное состояние ума (временно освобожденное от оков (килеса) либо с помощью методичной практики проницательности (випассана), освобождающей от отдельных неумелых способов поведения силой их противоположностей, либо с помощью медитативной поглощенности ума (джхана));
не освобожденное состояние ума, как не освобожденное состояние ума;
Таким образом он отслеживает ум сам по себе внутренне,
либо он отслеживает ум сам по себе внешне (другого),
либо он отслеживает ум сам по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в уме,
либо он отслеживает факторы исчезновения в уме,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в уме (факторы происхождения состоят из невежества, жажды, кармы, тела-и-ума (нама-рупа).
Его памятование (незабывание) соотносится с мыслью "Ум существует"