Оригинал взят у
vodolei30m в
Памяти.Оригинал взят у
alex_serdyuk в
Памяти. Когда Ильенкова лукаво спрашивали, на сколько процентов человек социален, а на сколько биологичен, советский философ отвечал: «Социален на 101 процент».
Следовательно, человек рождается на несколько лет позже своего физического появления на свет и обычно умирает несколько раньше физической смерти.
Сознание человека можно «спаять» так же, как радиоприемник, если иметь перед собой схему и понимать принцип действия.
Ильенков любил собирать собственные модели магнитофонов и телевизоров, часами возился с паяльником и признавался, что именно в эти часы к нему приходят самые точные и оригинальные мысли.
А если наскучивали железные детали, он занимался переплетным делом.
Поврежденного человека можно заново переплести, как книгу.
Главное отличие человека от животных - способность пользоваться языком, но язык возможен только тогда и там, где человек научается смотреть на себя глазами других людей и в конце концов глазами всего человечества.
В загорском эксперименте это было воплощено буквально - научить детей «видеть» чужими глазами, а в самых сложных случаях воспринимать всю внешнюю информацию через окружающих.
Сотни раз он берет их руки в свои, прежде чем они сами смогут сделать элементарный осмысленный жест.
Учит мыслить пальцами, чтобы освоить рельефно-точечное чтение и затем постепенно развивать устную речь.
День за днем Ильенков занимается со слепым мальчиком, чтобы развить у него музыкальный слух.
Они запомнят его волшебником, пришедшим к ним сквозь безмолвие и тьму, чтобы учить их превращать действие в жест, жест в знак, знак в слово.
Волшебником, открывшим окно знания в их наглухо захлопнутой вселенной.
Этой своей работой он гордился больше всего.
Четверо его слепоглухих воспитанников благодаря ильенковским «сенсомоторным схемам» научились говорить, писали стихи, получили высшее образование и даже защищали научные работы по психологии и математике.
Подобных результатов не было до этого нигде в мире.
Кухня Ильенкова в Камергерском переулке стала одним из самых интересных интеллигентских клубов застойных лет.
Со всеми полагающимися бардами, актерами Таганки, кибернетиками, методологами, писателями-фантастами, изобретателями из провинции и заграничными гостями из партизанских движений третьего мира.
Но сам Ильенков на этой кухне обычно больше слушал, чем говорил, и перемигивался с изумрудным богомолом, жившим тут же, на цветах.
Богомола философ считал самым грациозным из тех животных, каких можно завести дома.
Когда все уставали от бесед, на ильенковских самодельных магнитофонах слушали Галича или Jesus Christ Superstar.
К «дурной оригинальности» западной контркультуры, впрочем, хозяин кухни так и остался строг, страстно и старательно объяснял, что американские хиппи - это социальная энтропия, остывание, согласие с уходом из Большой Истории ради личной иллюзии.
Смысл оригинальности состоит вовсе не в том, чтобы изо всех сил выпячивать свою «от других отличность», а в том, чтобы лучше, чем другие, выразить Всеобщее.
А вот в поп-арте и концептуализме Ильенков видел веселое презрение буржуазного человека к самому себе.
Переплетный нож
В отличие от большинства своих собеседников (Зиновьев, Щедровицкий, Мамардашвили, Пятигорский), он никогда не пытался быть денди, скорее сохраняя некоторый внешний лунатизм, равнодушие к своему облику.
А «длинноватую» стрижку объяснял тем, что редко вспоминает о парикмахере.
Вагнеровский драматизм и контрастность, которые он так ценил в бытии, с годами проступили и на его собственном лице.
Теперь он стал почти пенсионером. Но Ильенков ждал не пенсии, а коммунизма.
И сделал для реализации партийной программы все, что мог себе представить.
Новый человек не возникает.
Отчуждения и опредмечивания стало не меньше, а больше.
Товарно-денежные отношения не испаряются, и советская государственная собственность так и не становится по‑настоящему общенародной.
Ценности не упраздняют цен, но скорее наоборот уступают им.
Официальные разъяснения о том, что при социализме цены товаров «справедливые», а при капитализме - нет, представлялись Ильенкову дремучим восточным убожеством, а не марксизмом.
Следующий за революцией шаг к изменению общества так и не был сделан.
Философ чувствовал себя более не способным к производству смысла и продолжению космической войны с остыванием Вселенной и рассеиванием первичного света.
Впадал в черную алкогольную меланхолию, а вместо ответа на любой философский вопрос все чаще проговаривал свою любимую считалку про десять негритят.
Его повзрослевшие университетские ученики покупали с рук джинсы и замшевые пиджаки «как у Сержа Генсбура», интересовались восточным мистицизмом и возможностью эмиграции и, конечно, посмеивались над ретроградным ленинизмом учителя и над его трогательной любовью к «Софье Власьевне».
20 лет ожидания коммунизма прошли, и Ильенков, похоже, был последним, кто вообще об этом помнил и переживал это как личное поражение.
Но прописанные ему советские антидепрессанты незаметно от семьи прятал под подушку.
Философ хорошо знал анатомию, и перерезать себе артерию на шее ему не составило большого труда.
Он сделал это переплетным ножом, который сам когда‑то переточил из пилы.
По законам диалектики любое орудие может превращаться в оружие, как рабочий может превращаться в солдата.
Захлебываясь кровью, он вышел из квартиры и рухнул на лестнице, в миниатюре совершив то, в чем видел конечную цель всей разумной жизни.
Триумф диалектики бытия есть момент возврата к большому взрыву - плазменное самоубийство реальности.
Мыслящий человек в своей разумной деятельности стремится воспроизвести всю существующую природу целиком.
Мне хватило бы только его биографии, чтобы объяснить кому угодно, чем был советский век и что вообще такое модернистский проект переделки мира и человека.
В этой татлинской башне скручиваются красный флаг над Рейхстагом - «зрение» слепых детей - нестерпимая атомная вспышка, заливающая небосвод, - портреты Мао на стенах захваченной студентами Сорбонны - термоядерная перезагрузка мира через финальное космическое жертвоприношение.
По любимому ильенковскому парадоксу, полный смысл «советского» может открыться нам только сейчас, после того как оно закончилось и остыло.
Мы не помним и никак не используем того, что было здесь не так уж и давно.
Следовательно, мы заслуживаем всего, что с нами здесь случилось и случится.
Алексей Цветков
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ КАРПЕЦ - Памяти.