Суд в Апатитах в Мурманской области на заседании в пятницу продлил срок содержания в психиатрической клинике активистки Объединенного гражданского фронта (ОГФ) Ларисы Арап, которую 5 июля принудительно направили на лечение.
В судебном постановлении, имеющемся в распоряжении пресс-службы ОГФ, говорится, что решение основано на статье 29 закона о психиатрии и исходит из того, что вне стен больницы состояние пациента может ухудшиться.
Родственники Ларисы Арап намерены подать кассационную жалобу.
Комиссия специалистов Независимой психиатрической ассоциации под руководством ее президента Юрия Совенко в пятницу провела освидетельствование Ларисы Арап.
Комиссия признала, что в содержании Арап в стационаре нет необходимости, а лечение, назначенное ей в Мурманской областной психиатрической больнице в Апатитах, не соответствует диагнозу.
Мнение эксперта
"Она действительно больной человек, но не нуждавшийся в недобровольном стационарном лечении, - заявил Совенко в интервью Русской службе Би-би-си. - Ее вполне можно было бы лечить амбулаторно. Она была госпитализирована в связи с непосредственной опасностью для себя и окружающих. Этого близко не было".
Представители клиники на суде заявили, что на приеме у районного психиатра, закончившемся принудительной госпитализацией, Арап якобы вела себя агрессивно, высказывала "болезненные идеи" и отказывалась от приема лекарств. По их мнению, оказавшись дома, она перестанет принимать препараты, от чего ее состояние может ухудшиться.
Арап заявила, что не согласна с диагнозом. По ее мнению, врачи, удерживая ее в больнице, совершают преступление.
Правозащитники и родственники Ларисы Арап заявляют, что женщину насильно госпитализировали в отместку за ее общественную деятельность.
Некоторое время назад в мурманской газете движения "Марш несогласных" была опубликована
статья Арап под заголовком "Дурдом", в которой говорилось, в частности, о применении электрошока при лечении детей в городской психиатрической больнице.
"На "Марше несогласных" в Мурманске Лариса Арап выступала по поводу унизительного обращения с людьми в закрытых [психиатрических] учреждениях. Теперь она сама все это испытывает", - заявила Русской службе Би-би-си координатор мурманского отделения ОГФ Елена Васильева.
"Принудительное лечение"?
ОГФ ранее обратился к российскому омбудсмену Владимиру Лукину с просьбой вмешаться в дело Арап.
Организация Human Rights Watch уже заявила, что считает произошедшее "грубейшим нарушением прав человека".
Дело активистки ОФГ заставило правозащитников вспомнить о "репрессивной психиатрии", широко применявшейся для "усмирения" диссидентов во времена СССР.
Между тем, в телефонном интервью Би-би-си первый заместитель комитета здравоохранения Мурманской области Аркадий Рубин обвинил правозащитников в "негуманном и абсолютно недопустимом использовании состояния здоровья больных в корыстных политических целях" и пригрозил авторам критических публикаций судебными исками.
Юрий Совенко, напротив, выразил признательность журналистам за внимание к делу Ларисы Арап.
"Мы на пороге широкомасштабного использования психиатрии в немедицинских целях, и усилия масс-медиа будут на пользу нашим пациентам и тем, кого хотели бы в них превратить", - заявил он.
По мнению эксперта, прошлое "может повториться с достаточно высокой вероятностью".
Тем не менее, в отношении конкретного дела Ларисы Арап он настроен достаточно оптимистично.
"Мы [независимая комиссия] достигли взаимопонимания с врачами клиники и думаем, что это выльется в скорую её выписку. Я думаю, что когда Владимир Петрович Лукин активно в это вмешается, больница прислушается к нашим доводам и выпишет ее на амбулаторное лечение, в котором она действительно нуждается", - надеется Юрий Совенко.
news.bbc.co.uk
evasiljeva Елена Васильева пишет сегодня:
Вернулись из Аратит совершенно изможденные вместе с независимой комиссией Лукина. Вечером самолет задержали до 2х ночи, а в 5.30 утра уже ехали в Апатиты, чтобы успеть освидетельсвовать Ларису до суда.
Наше появление стало для главного врача сюрпризом. Сначала он порывался никого не пустить, 40 минут проверял полномочия членов комиссии. Лариса заявила, что готова с ними общаться, но без главного врача и лечащих. Разговор был доверительный обо всем.
Да, доктора отметили, что Ларисе теперь необходима серьезное восстановительное лечение, и, желательно, в условиях дома, в окружении близких. Но главный врач вцепился в ее лечение, как клещ, маниакально требуя каждые пять минут от меня извинения за статью в гезете, чем задолбал всю комиссию.
Пока сил нет писать, но если в двух словах: суду и руководству больницы наплевать, что будет с Ларисой. И наплевать на мнение независимых экспертов. Главный врач в оскорбительной форме пытался во время суда экзаменовать мэтров психиатрии, оспаривая их мнение.
Ощущение у всех гадливое.
Лариса ведет себя героически. 9 часов откровенной пытки во время суда под нейролептиками... Отвечала тихо, достойно и спокойно на все вопросы суда и, в основном, лечащих врачей. Отбила весь тот бред, который ей предписывают. Но она на грани срыва с серьезным неврозом.
Главный врач считает, что оставляя ее в больнице делает для нее благо. (ст.29, ч.3 з-на о психиатрической помощи).
Заявления известного адвоката Ларисы из С-Петербурга Дмитрия Барсеньева о том, что в отношении ее нарушены все мыслимые законы, не произвело на суд впечатления.
Словом завтра 10 августа пресс-конференция в отеле Русландия "ПОлярные Зори" в 13.00. Пусть эксперты всё скажут сами.