Цветаева и помощь людям

Mar 30, 2019 22:16




Саломея Андроникова (слева) и Марина Цветаева

"Родители, воспитатели в детском саду и учителя учат детей быть добрыми, помогать друг другу. Но как понять, не испортит ли ваша помощь человека? Нужна ли ему ваша помощь или человек просто хочет воспользоваться вашими ресурсами? Стоит ли помогать людям?

Прежде чем начать помогать кому-то, подумайте о том, что вы можете вскоре нажить врага. Ну недоброжелателя, скажем мягче. Или попасть в пожизненное рабство. Это быстро происходит. И в некоторых странах на вас могут подать в суд, если вы регулярно помогали человеку и давали ему деньги. Или даровые услуги оказывали. Если вы перестали это делать, этот человек может потребовать продолжить помощь или выплатить ему компенсацию, ведь его положение ухудшилось, когда вы перестали пополнять его бюджет. Вы сами, так сказать, подписались на роль благодетеля. И ваши дары уже внесли в графу «предполагаемый доход». На вас рассчитывали! А вы подвели. Отказались помогать и разрушили планы человека.

Так, поэтесса Цветаева назвала прекращение помощи «свинством». Ей 8 лет помогала Саломея Андроникова: она работала в журнале и часть своего жалованья отдавала Цветаевой, ее мужу и детям. И еще собирала по знакомым деньги для поэтессы, чтобы та могла платить за трехкомнатную квартиру с ванной в Париже и ездить «на океан» отдыхать. Саломея отдавала и свои вещи: пальто, платья, башмаки, диван, стол… А потом грянул кризис, и возможность помогать исчезла. Люди сами еле выживали, какой там отдых «на океане»…

Вот это очень Цветаеву обидело. Весь семейный бюджет строился на этих деньгах. И поэтесса стала называть эти пожертвования «своим иждивением». И брать его за 3 месяца вперед… Настаивать в письмах с курорта: «Пришлите мне мое иждивение, мы сильно поистратились, здесь все так дорого!» А потом назвала прекращение помощи «свинством».


Марина Цветаева (слева) с мужем и друзьями в Праге, 1923 год

Это типичная история о неоднократной помощи. Сначала благодарят горячо, потом просят, потом требуют, а потом сердятся, если мы больше не можем помогать. Роль Спасателя, Благодетеля незавидна: ее или пожизненно надо играть, или из Спасателя вы быстро превратитесь в Свинью, извините. Обесценится все, что вы сделали прежде. И отказ вызовет такой же гнев, как невыплата зарплаты на работе. Или неотданный долг. Потому что кто Спасатель, тот и должник. Он должен помогать! Это ресурс, на который рассчитывают.

Обесценивается помощь почти сразу. Раз вы помогаете - вам это легко и просто. У вас есть излишки. Это вы не от себя отрываете, вы даете то, что лишнее. Ненужное вам. У вас и так много! Сил, времени, денег, других ресурсов…

Может возникнуть и зависть: у вас есть лишние деньги и диваны! Почему одним все, а другим - чужие объедки? Иждивенец чувствует себя униженным вашей помощью. И в конце концов найдет момент, чтобы обесценить все, что вы делали. Обычно это момент, когда вы разводите руками и начинаете оправдываться, извиняться, что деньги, диваны и башмаки кончились. Простите!



Но они не прощают. Вот что важно помнить, если вы решили оказать помощь: после второй-третьей просьбы надо задуматься о последствиях. О том, что вы добровольно вступили в трудовые отношения, так сказать. И трудиться предстоит всю жизнь. Или вплоть до первых обвинений в «свинстве».

@Анна Кирьянова

Оригинал этой записи размещён на https://tapirr.dreamwidth.org/5597738.html
Пожалуйста, комментируйте её ТАМ, используя OpenID Комментарии

поэзия, этика, человек, caritas

Previous post Next post
Up