Из беседы с шумерологом/ О пастырстве

Apr 08, 2018 00:23

Из беседы с шумерологом Владимиром Емельяновым «...знание о значении пастырства для шумерской идеологии. В надписях шумерских и послешумерских правителей XXII-XIX вв. до н.э. Гудеа, Шульги и Ишме-Дагана часто встречается эпитет sipa-zid, “истинный пастырь овец”. Правитель, обладающий этим эпитетом, имеет в руках действительную пастырскую власть, выраженную в таких инсигниях, как стрекало и повод-кольцо (или носовая верёвка). Пастырство имеет как сакральный, так и профанический смысл. Сакральный его аспект в том, что правитель-пастырь магически отождествляется с Думузи*, а его страна - со священным загоном, который он охраняет и из которого время от времени приносит жертвы старшим богам. Профанический же смысл в том, что пастырем называется только полновластный хозяин территории, способный в любой момент сплотить свой народ для выполнения порученного богами дела, - например, для строительства главного городского храма. Нередко пастырем называется и тот, кто сумел присоединить к своей земле много чужих земель. Пастырь - жизнедавец и жизнеохранитель, любимец главных городских богов. Он наделён избытком жизненной силы и ярким ореолом вокруг головы. Ему нельзя не подчиниться, потому что он буквально излучает энергию и волю к жизни. Земледельческие боги ничего подобного не имеют. <...> Следовательно, пастырь с самого начала превосходит земледельца по одному-единственному критерию - он энергетически поддерживает жизнь как собственным волевым усилием, так и приносимыми во имя жизни жертвами. Он оберегает целостность своей территории, он направляет народ на важнейшие городские работы, он же заботится о постоянном приращении людей, продуктов и земли в своём государстве. За все свои действия пастырь в ответе перед богами - поэтому он свят. Земледелец думает только о прокорме семьи и о новых технологиях, позволяющих увеличить количество продуктов. Он всегда сам по себе и сам за себя - поэтому он лишён ореола святости.» ____________________________ Думузи [Таммуз] - овечий пастырь и бог весны, известный с самых ранних времён шумерской истории. Думузи - жертвенный бог: каждое лето он, оплакиваемый женщинами, уходит в Подземный мир. Полугодие Думузи в культовом календаре Шумера - с конца декабря по конец июня (от зимнего до летнего солнцестояния). Правление Думузи связано с ростом и плодоношением, изобилием и плодородием, со всяческим прибытком - но и с обильными жертвами. Сам Думузи изображался в виде барана. Бараны и овцы-первинки из “ведомства Думузи” приносились в жертву в середине месяца нисан (март-апрель), поддерживая набирающее силу весеннее солнце...
Оригинал этой записи размещён на https://tapirr.dreamwidth.org/5578235.html
Пожалуйста, комментируйте её ТАМ, используя OpenID Комментарии

древний мир, религия

Previous post Next post
Up