Амвросий Сиверс пишет:
ПАРИТИЙНЫЙ БИЛЕТ БАТЮШКИ
Существует много анекдотов на сию тему. Но они отражают лишь прозаическую советскую реальность, о коей были осведомлены простые люди. Да, масса священнослужителей МП являлись членами КПСС. Вспоминают п.Пимена Извекова, но то понятно,- он был офицером на фронте и т.д. Хотя известно, что в партию он вступил гораздо ранее, и был исключен из нее в 1937 г., а позже возстановился даже свой партстаж.
Но к чему твкие вопросы? Обратимся к классикам марксизма. Т.е. в самому Ленину: «...Например, часто выдвигается вопрос, может ли священник быть членом с.-д. партии, и обыкновенно отвечают на этот вопрос без всяких оговорок положительно, ссылаясь на опыт европейских с.-д. партий.
Но этот опыт порожден не только применением доктрины марксизма к рабочему движению, а и особыми историческими условиями Запада, отсутствующими в России (мы скажем ниже об этих условиях), так что безусловный положительный ответ здесь не верен. Нельзя раз навсегда и для всех условий объявить, что священники не могут быть членами социал-демократической партии, но нельзя раз навсегда выставить обратное правило. Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.-д., ибо противоречие духа и основ нашей программы с религиозными убеждениями священника могло бы остаться при таких условиях только его касающимся, личным его противоречием, а экзаменовать своих членов насчет отсутствия противоречия между их взглядами и программой партии политическая организация не может. Но, разумеется, подобный случай мог бы быть редким исключением даже в Европе, а в России он и совсем уже мало вероятен. И, если бы, например, священник вошел в партию с.-д. и стал вести в этой партии, как свою главную и почти единственную работу, активную проповедь религиозных воззрений, то партия безусловно должна бы была исключить его из своей среды. Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убеждений, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы, а не для активной борьбы с ней. Мы допускаем внутри партии свободу мнений, но в известных границах, определяемых свободой группировки: мы не обязаны идти рука об руку с активными проповедниками взглядов, отвергаемых большинством партии». Статья (в форме ответа) написана в 1909 г. Чем же она вызвана и что за такие странные вопросы?
Дело в том, что в РСДРП состояли клирики Православной Российской Церкви. Тема малоизученная и прикровенная. В начале 90-х гг. Партархив давал возможность познакомиться с некоторыми материалами, сохранившимися весьма фрагментарно. В одном из них, за 1916 г., указывалась , что членами партии состояли 314 священников и 3 епископа!
Кто же они?
По иным материалам (чуть позднего времени), выясняется, что таковыми были Сергий Страгородский и Антонин Грановский. Третий так и неизвестен. Статья Леина написана в 1909 г., а членство Страгородского указывается как начало именно с 1909 г.
Интересно и то, что - и до и после революции - тему сотрудничества партии и духовенства курировал Луначарский. Кстати, именно он явился одним из авторов концепции «палеосергианства», сформулировав доктринальные позиции.
Сие пишу в памятовании и того, что высший слой МП являлся частью номенклатуры ЦК КПСС, по всем параметрам, как на государственном, так и на партийном уровне. Тема сотрудничества с КГБ - всего лишь часть их партийной работы.
Компартия изначально создавала себе церковную фикцию и «человеческого материала капиталистической эпохи». Для чего и требовались массовые казни несогласных. Бухарин точно сформулировал сие.
Оригинал этой записи размещён на
https://tapirr.dreamwidth.org/5568915.html
Пожалуйста, комментируйте её ТАМ, используя
OpenID
Комментарии