Рождение свыше и Осипов

Jun 18, 2017 12:50

Игумен Петр Мещеринов пишет:
·
"Я тут взялся читать книгу 1907 года про Wiedergeburt, автор Paul Gennrich. Это понятие (новое рождение, рождение свыше) очень важно в пиетизме, и мне интересно в этом разобраться как следует.

Учёный автор, как и полагается у немцев, начинает "от печки", от филологического и исторического значения слов. В частности, он мимоходом касается связанного с Wiedergeburt понятия "αποκαταστασις παντων" ("всеобщее восстановление"). А я как раз тут недавно читал заключение Синодальной библ.-богословской комиссии про известные мнения проф. Осипова, и внимательно прослушал возражения самого Алексея Ильича. Осипов как раз в подтверждение своих взглядов (которые кратко можно выразить так: "католики, а тем более протестанты, еретики, но все спасутся") всё время апеллирует к этому понятию ("αποκαταστασις παντων"). Так вот. Paul Gennrich посвящает "апокатастасис пантон" один абзац, в котором кратко показывает историю этого термина и его точное значение. Он пишет, что неверно понятию "αποκαταστασις παντων" придавать только нравственный смысл и относить только к человеку. На самом деле оно относится в большей мере ко всему мирозданию и означает, что после Второго пришествия Христа вся природа, всё мироздание получит новый, совершенный чин и порядок и в полной мере восстановится и реализуется замысел Бога о мире, нарушенный грехопадением.

Как частность, сюда входит, конечно же (пишет далее Paul Gennrich) и "апокатастасис" спасшихся людей: они "просияют, как солнце", по словам Евангелия, и т.п. Здесь Paul Gennrich останавливается в разборе этого понятия и переходит к своей основной теме. А я, прочитав этот абзац, тоже остановился и призадумался.

Дальше - ничего личного. Я очень люблю, уважаю и ценю проф. Осипова. Но: вот доктор богословия. Языков не знает. Литературы не читает. Во дни своей юности выписал на карточки десяток цитат из Св. Отцов - и ими только оперирует. Вот он в защиту своих взглядов приводит этот термин - "αποκαταστασις παντων", но понимает его только в узком, нравственном значении, в то время как Paul Gennrich утверждает, что его объём гораздо шире, следовательно, смысла, который вкладывает в это понятие проф. Осипов (то есть что здесь говорится именно о спасении осуждённых грешников), оно не имеет. (Я греческого не знаю, и поэтому мнение Paul Gennrich'а принимаю на веру; но я и не профессор и не доктор богословия). То есть человек просто что-то придумал себе, и всю жизнь успешно это пропагандирует, а другие учёные мужи даже и возразить-то толком ему не могут.

И тут дело, конечно, не в Алексее Ильиче. Это общая беда: наш уровень. Ничего не знаем, сами себе что-то навыдумываем, а потом в 50 лет открываем какую-нибудь немецкую книжку - ба, так всё уже давно известно, и не надо велосипед-то изобретать... И это, конечно, и нравственная проблема. Русский человек живёт, думает напряжённо, мучается, и вот под старость, поседев, оциничившись, потеряв здоровье и т.д., приходит к каким-то выводам - а потом оказывается, что немцы это уже 400 лет как в школах проходят. И как тогда? это же надо всю свою жизнь переоценивать, а это ведь очень больно. Ну вот у человека сложилось глубокое убеждение какое-нибудь, он преподаёт его полвека, а потом приходит кто-нибудь и говорит: "а вы этот термин неправильно понимали всё это время". Представляете? это же крушение жизни!

Поэтому совершенно понятна реакция, отсюда происходящая. Ведь тут только два варианта: или признать своё невежество и начать смиренно учиться, или обвинить во всём врагов и опустить железный занавес. Вот именно это последнее и воспроизводится в нашей жизни во всех сферах, и, похоже (увы!), никуда мы от этого не денемся..."

**

На мой взгляд, отец Пётр тут не очень прав. Восстановление ВСЕГО предполагает и спасение людей ТОЖЕ. Ну, а про невежество - ну да, Осипов - советский человек (как и п. Кирилл, и Кураев). Учёных они не читали и не читают, сам учёными не являются. Но для меня есть вещи поважнее учёности и того, считать кого-то "учёным" или нет. ** UPD Уточнение от В.Стрелов: "есть апокатастасис у Павла, а есть у Григория Нисского. Ваш немецкий профессор про первое, Осипов про второе."
Оригинал этой записи размещён на http://tapirr.dreamwidth.org/5513104.html
Пожалуйста, комментируйте её ТАМ, используя OpenID Комментарии

апокатастасис, 1 павел апостол, апокалипсис, мещеринов, осипов, отцы церкви, 1 христианство, спасение

Previous post Next post
Up