"В современной литургической практике нашло свое выражение воззрение, что в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров - освященное вино, а не Кровь Христова. Именно потому тот священнослужитель, который потребляет Дары, не испивает
из Чаши сразу по причащении. Также священник, когда испивает из Чаши сразу по причащении, ничего не произносит. Наконец, именно потому на данной литургии не причащают младенцев: так как младенцев принято причащать Святой Кровью, а в данном случае в Чаше, как считается, не Кровь Христова, а освященное вино.
Следует заметить, что такое воззрение, несмотря на его принятие богослужебной практикой, далеко не всегда имело место в Православной Церкви. Уже само положение в Чашу частицы «Иисус» позволяет говорить о том, что ее содержимое - более чем просто освященное вино. В греческой церковной практике и в России до 2-й половины XVII века имел место совсем иной взгляд: признавалось, что вино в Чаше после вложения частицы «Иисус» претворяется в Святую Кровь, так что во время причащения духовенства в Потире находится Кровь Христова. Подробно этот вопрос исследован отечественным литургистом И. А. Карабиновым, труд которого мы настоятельно рекомендуем всем интересующимся Литургикой 331.
прим 331 См.: Карабинов И А. Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Христианское Чтение. Пг., 1915. №6. С. 737-753; №7-8. С. 953-964."
**
Алексей Кашкин.
УСТАВ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Учебное пособие по Литургике
Саратов 2010
стр 474 -475
Оригинал этой записи размещён на
http://tapirr.dreamwidth.org/5502199.html
Пожалуйста, комментируйте её ТАМ, используя
OpenID
Комментарии