Иисус сказал Лазарю: Проснись и пой!

Apr 08, 2017 14:17

 



Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани (Джиордани; Giordani) в Риме. 4 век.

В цикле двенадцати новозаветных Праздников, сложившемся к 11 веку в храмовой декорации, а затем перенесенном в иконопись, "Воскешение Лазаря" и "Вход Господень в Иерусалим" занимают особое место.

В 4-5 веках в Иерусалимской церкви Лазарева суббота и день Входа Господня в Иерусалим причислялись к Великой неделе и праздновались с большой торжественностью - с посещением гроба Лазаря в Вифании (в субботу) и Елеонской горы близ Иерусалима (в воскресение).

В типиконах 11-14 вв. Воскрешение Лазаря, как и Вход в Иерусалим, отнесено к важнейшим праздникам богослужебного круга. Впоследствии Воскрешение Лазаря было исключено из числа Двунадесятых праздников, но навсегда осталось в "классическом" цикле икон праздничного ряда. Духовно-историческое значение последнего чуда, совершенного Иисусом Христом до Распятия, его глубокий символико-прообразовательный смысл и одновременно открытая, явленная всему народу зримая реальность воскрешения четверодневного мертвеца, неразрывная связь с последующим событием - Входом в Иерусалим и началом Страстной седмицы - обусловили не только его обязательное присутствие во всех иконных комплексах, но и особое внимание к его изображению.




Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб на Виа Латина(Catacomba di Dino Compagni), Рим. 4 век.

В Евангелиях рассказ о Воскрешении Лазаря содержится только у Иоанна (Ин. 11,1-46). Описание чуда воскрешения дано здесь так подробно и ясно, что не требует никаких комментариев. Однако благодаря исключительной важности духовного содержания, это евангельское чудо получило подробное изложение в гимнографии и толкованиях отцов Церкви. В богослужении прежде всего подчеркивается связь двух событий и их прообразовательный смысл. Воскрешение Лазаря празднуется Церковью в субботу, а Вход в Иерусалим - в воскресенье. У праздников общий тропарь, главная идея которого - предзнаменование всеобщего воскресения.






Воскрешение Лазаря. Деталь мраморного саркофага. 5 век. Музеи Ватикана.




Воскрешение Лазаря. Миниатюра Евангелия Россано. Начало 6 века. Музей в Россано, Италия

В день Воскрешения Лазаря Христос открыто показал не только апостолам, но и множеству иудеев сове Богочеловечество - Божественную силу Творца Жизнедавца и слабость немощной плоти тварного человека в их неслиянно нераздельном единстве. Антиномия Божественного и человеческого в воплотившемся Христе, которая подчёркивается в гимнографии и изображениях всех предшествующих праздников (в Благовещении, Рождестве, Сретении, Крещении, Преображении) здесь анполняется "конечным" смыслом - прямым указанием на скорое Распятие Богочеловека Христа, Его крестные страдания и тридневное Воскресение ради всеобщего воскресения и спасения праведных.

Текст: Щенникова Л.А. Иконы Деисуса и Праздников из иконостаса Благовещенского собора6 иконография и богослужебные тексты // Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. Вып. 12. Искусство Средневековой Руси. М., 1999. С. 63




Воскрешение Лазаря. Мозаика ц. Св. Аполлинария. 6 век. Равенна, Италия




Воскрешение Лазаря. Деталь эпистилия. 12 век. Монастырь св. Екатерины, Синай.




Воскрешение Лазаря. Мозаика Палатинской капеллы. 12 век. Палермо, Италия




Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда Софийского собора в Новгороде. 14 в. Новгородский музей





Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Начало 15 века.




Воскрешение Лазаря. Двухстороняя икона-"таблетка" из числа так называемых Софийских святцев. Конец 15 века. Новгород.




Воскрешение Лазаря. Мастер Михаил. Икона. Начало 17 века. Государственный Русский музей




Воскрешение Лазаря. Никита Павловец. Икона. 1673 г. ГТГ

http://saint-icons.livejournal.com/37991.html








Воскрешение Лазаря
южная стена. 1105(6)гг.



Icon, Transfiguration Church in Lowell



Alfred Leslie, 1975. Bayly Art Museum, University of Virginia


The Resurrection of Lazarus by Vincent van Gogh (after Rembrandt), 1889-90 (Auvers-sur-Oise, Paris). Оригинал этой записи размещён на http://tapirr.dreamwidth.org/2927.html
Пожалуйста, комментируйте её ТАМ, используя OpenID

0 Господь Иисус, иллюстрации к новому завету

Previous post Next post
Up