Пишет
steba О душе и бессмертии для А. Бессмертие - уточнения
1. Мысль о естественном бессмертии души - небиблейская, а скорее уж эллински-платоническая. (Это неравносильно утверждению, что такая мысль вообще неправильная.)
2. Есть путаница относительно Книги Бытия. Человек сотворен потенциально смертным, но пока есть доступ к дереву жизни, он способен и не умирать.
3. Я долго думал, что все слова о бессмертии души в Библии связаны с эллинскими влияниями. Это не так. Они связаны с верой в воскресение. Другими словами, когда появилась вера в будущее воскресение людей, появилась и концепция бессмертия (но почти всегда не естественного, а дарованного Богом). Неважно, взято ли само слово из эллинского обихода или нет.
3. Оно отвечает на простой вопрос - где человек находится между смертью и телесным воскресением. Ответ: праведник уже с Богом, в бесплотном блаженстве, которое можно назвать раем, но нельзя назвать Царством Божиим. Про грешника разные мнения (вообще небытие или тоже ожидание). Это слово говорит о преемственности и сохранении идентичности между новой и старой жизнью. Но это еще не полнота новой жизни.
4. Выводы ради четкости терминологии.
Из этого следует, что бессмертие души и воскресение (всегда телесное) не противоречат друг другу. Но первое есть промежуточное состояние на пути ко второму.
Что не стоит путать рай ("ныне же будешь со Мною в раю" - сказанное разбойнику) и воскресение мертвых.
Что библейское и иудейское Второго храма (дальше я не следил) бессмертие не равнозначно платоническому (предсуществовавшая душа на время поселяется в теле, а потом его покидает, чтобы перевоплотиться или блаженствовать на небесах).
Что библейское бессмертие не естественное свойство души, а дар любящего Бога. не знаю, зачем
О душе, неочевидное
Тезис: спасение души интересовало авторов как Ветхого, так и Нового Завета гораздо меньше, нежели современного христианина.
Потому что такой части человека не знали как части. Наверное, они бы так же не поняли утверждения о том, что внутренняя жизнь важнее внешней.
Спасение их интересовало - но спасение и восстановление всего человека и даже его окружения (справедливость). О душе же больше писали и думали стоики, платоники, гностики.
Кое-что о душе (обрывисто, задумывал глобальнее, но тема необъятная)
1. Слово душа в Ветхом Завете (а точнее - в переводе), конечно, есть. Только души как отдельной и самостоятельной единицы, как части человека долго не было. Чаще же это дыхание жизни, вполне телесное, чем обладают и животные.
2. Потом она появилась параллельно с верой в воскресение. Только чтобы говорить об умерших, находящихся - даже если в блаженном - во временном ненормальном, нецелостном состоянии. И по-видимому, слово было позаимствована у эллинов как готовый язык.
Уже у LXX постоянно переводят nephesh как psyche. И это позволяет многие тексты толковать платонически. Скажем, Псалом 15.10, "не оставишь nephesh / psyche мою в преисподней", где по-еврейски nephesh - это вся жизнь целиком, а по-эллински допускает дуализм.
3. В Евангелиях душа очень часто - просто жизнь, вся жизнь. Сравни евангельское: кто душу свою погубит Меня ради… - где речь идет явно о жизни. Потерять душу и потерять жизнь - совсем ведь разные вещи. Или: ищущие душу младенца Мф2,20; …душу свою полагает за овцы Ин 10,11.
Или в том же смысле у Павла: всякая душа да будет покорна властям (опять семитизм = всяк человек).
4. У Павла душа никогда не означает высшую часть человека. И нигде там не найти души и тела как двух частей целого. (Хотя в рукописях появились дополнения: прославляйте Бога в телах [и душах - добавка, исключенная из критического текста, хотя присутствующая в Синодальном переводе] ваших (1 Кор 6).
5. И ни концепция естественного бессмертия души, ни статическое деление человека на две или три части, им просто незнакомо. Поэтому, читая, не стоит им задним числом приписывать отсутствующие у них представления.
6. Сюда же антипсихологизм многих повествований. Оставил все и пошел за Ним - безо всякой попытки объяснить мотивы, внутренние конфликты и т.п. Важно, что пошел, а не что происходило в душе. Хотя современный читатель сразу подыскивает объяснения с точки зрения мотивации.
***
Или утренняя иудейская молитва из Берахот (Вавилонский Талмуд), которая завершается хвалой Богу за "возвращение душ в умершее тело", где слово "душа", neshamah, - это не бессмертная часть человека, но дыхание, которое возвращается к Богу после смерти, а потом посылается назад, чтобы воскресить человека<
1. Мысль о естественном бессмертии души - небиблейская, а скорее уж эллински-платоническая. (Это неравносильно утверждению, что такая мысль вообще неправильная.)
3. Я долго думал, что все слова о бессмертии души в Библии связаны с эллинскими влияниями. Это не так. Они связаны с верой в воскресение. Другими словами, когда появилась вера в будущее воскресение людей, появилась и концепция бессмертия (но почти всегда не естественного, а дарованного Богом). Неважно, взято ли само слово из эллинского обихода или нет.
4. Оно отвечает на простой вопрос - где человек находится между смертью и телесным воскресением. Ответ: праведник уже с Богом, в бесплотном блаженстве, которое можно назвать раем, но нельзя назвать Царством Божиим. Про грешника разные мнения (вообще небытие или тоже ожидание). Это слово говорит о преемственности и сохранении идентичности между новой и старой жизнью. Но это еще не полнота новой жизни.
5. Выводы ради четкости терминологии.
Из этого следует, что бессмертие души и воскресение (всегда телесное) не противоречат друг другу. Но первое есть промежуточное состояние на пути ко второму.
Что не стоит путать рай ("ныне же будешь со Мною в раю" - сказанное разбойнику) и воскресение мертвых.
Что библейское и иудейское Второго храма (дальше я не следил) бессмертие не равнозначно платоническому (предсуществовавшая душа на время поселяется в теле, а потом его покидает, чтобы перевоплотиться или блаженствовать на небесах).
Что библейское бессмертие не естественное свойство души, а дар любящего Бога.
35 Ибо, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; кто же погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее.
Сто раз говорили про душу, которая в НЗ обманывает современного читателя, привыкшего к христианским разговорам о "спасении души" (как бессмертной высшей части человека). Таких представлений вовсе нет в НЗ, хотя слово многосмысленное. Вспомнить хотя бы "тело душевное" у Павла.
Место воскресения в истории мира
Это связанные темы (о которых можно думать или говорить), а не ответы и аргументы - о них можно толстые книги писать.
* Начало. Первые 2 главы Бытия чрезвычайно важны для остального. Хорошее вполне материальное творение и роль в нем человека. Человек эту роль не смог исполнить, пришлось за это дело взяться Новому Адаму - Христу. Как это могло бы быть без греха?
Идеи о "духовном" творении с бессмертной душой, которое потом "нисапало" в плоть - от Платона, не от Откровения.
* Конец. Не уничтожение мерзкого мира с улетом избранных душ на небеса, а восстановление порядка в прекрасном и испорченном мире. Не небеса, но новое небо и новая земля. Рай начинается на земле, история кончается на (новой) земле (Откр), куда спускается с небес Новый Иерусалим.
* Посередине.
а) Христология. Если спасение "духовно", Воплощение Слова - бессмыслица. Бог мог бы спасти каждую душу и так, явившись ей духовно. Зачем все так сложно?
Один ответ (но никак не главный): оставить торжество смерти, которая себе забрала презренное тело, значит оставить зло, заключить с ним сделку: тебе тело, Мне душу. Но Писание говорит о полной победе.
б) Антропология. Как устроен человек? Душа и тело - что главное? В Библейской мысли и просто жизнь, и бессмертие души не автономны, их дает Бог. Вот на тему статья Флоровского:
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=315 - он дорог тем, что скорее консерватор и любитель патристики.
между бессмертием души
и воскресением мертвых
лежит большая пропасть
чем между атеизмом
и верой в бессмертие