К архиву выступлений Бренера

Feb 11, 2017 20:17

Обратите внимание: самый полный архив в интернете книг, статей и текстов:

http://tapirr.com/art/b/brener/brener.htm

(я делал последнюю неделю)

Немного  хроники:

2002

4.06.2002
Актуальное искусство

Букака плюнул здесь
[Максим Райскин]


6 июня в 19:00 во флигеле Музея нонконформистского искусства состоятся поэтические чтения Александра Бренера и Барбары Шурц "Меч хозяина не разрушит хозяйский дом!". Бренер с Шурц, прибывшие в Петербург 17 мая с намерением пожить и поработать здесь некоторое время, уже успели учинить один скандал на лекции звезды московской художественной сцены Олега Кулика в Институте Про Арте. Тогда, настаивая на том, что он выступает не как художник, Бренер не дал "гегемону" Кулику ответить на вопросы слушателей, чуть было не растаявших от соприкосновения с "великим". Нынешнее мероприятие позиционируется как "радикально-демократическая поэзия в действии". Памятуя о лекции в Про Арте, сказать во что в итоге Бренер и Шурц способны превратить обычные литературные чтения достаточно сложно.

Поэзия, которую будут читать в четверг Бренер и Шурц, совпадает по своим основным интенциям с другими их произведениями, скажем - с "54-мя технологиями сопротивления власти", "Бздящими народами" или последней книгой "Bukaka spat here" ("Букака плюнул(а) здесь"), изданной на английском. Как гласит пресс-релиз, " радикально-демократическая поэзия направлена на революционное преодоление искусства и ставит своей целью включение культуры в прямой политический праксис … Это материалистическое, аналитическое и пропагандистское литературное производство, стремящееся изменить гегемониальные отношения в культуре и политике".

Обилие политико-марксистской терминологии здесь не должно пугать. Действительно, Бренер и Шурц, досконально знающие историю леворадикальной мысли и даже собирающиеся в ближайшее время начать на Пушкинской семинар по левым движениям сопротивления, используют марксизм не идеологически, но инструментально. Или, как сказала бы уроженка Бурунди Букака, поклонница Мишеля Фуко и мягкой туалетной бумаги, - как "антитехнологию сопротивления".
Последние, количеством в 54 штуки, уже известны русскому читателю, могут варьироваться от уличных беспорядков до зарывания головой в песок и хождения без трусов, и должны применяться не всегда и везде, но исключительно контекстуально: для Бренера с Шурц это означает прежде всего - спонтанно и эмоционально оправданно. В этом смысле, пытаться предсказать, чем закончатся чтения на Пушкинской, - аплодисментами, хохотом, дракой, киданием яйцами, полным провалом или грандиозным успехом - вещь совершенно безнадежная и даже бессмысленная. Похоже, даже сами авторы этого не знают и знать не хотят, поступая по принципу Букаки - "если хочешь выяснить, кто перед тобой, - просто плюнь на него".

**

20.06.2002
Актуальное искусство

О реальной необходимости культурной революции
[Марта Юнг]



21 июня в 18:30 в галерее ГЭЗ-21 (флигель Музея нонконформистского искусства) состоится второй семинар "Негативного университета", организованного Александром Бренером, Барбарой Шурц и группой активистов на Пушкинской 10. Семинар, представляющий своего рода трибуну открытых дискуссий, базирующихся на лево-радикальной теории, проходит на Пушкинской по пятницам. Темой прошлого заседания была "Палестина и Израиль: интифада и государственный террор", докладчиком - тунисский писатель Мохамед Ферджани. На нынешнем семинаре Барбара Шурц и Александр Бренер будут говорить о "Необходимости культурной революции".
"Негативный университет" - уникальное образование даже для Петербурга. Найти в течение месяца людей, имеющих хотя бы отдаленное представление о леворадикальной мысли, собрать их в рамках семинара, каждый слушатель которого выступает не только как потребитель, но и как активный участник, - дело в Петербурге практически невозможное, и остается только удивляться как Бренеру и Шурц это удалось.
Участники семинара, как сейчас говорят, принадлежат к самым разным социальным группам - от студентов до сотрудников центра по реабилитации наркоманов, от анархистов и троцкистов до арт-критиков, от художников и поэтов до журналистов, пишущих в "Эксперте" и "Деловом Петербурге". Более чем разношерстную компанию объединило в группу активистов желание противостоять всем формам авторитаризма (именно поэтому университет называется негативным - его участники определяют себя как самоорганизованную группу, выступающую против современного олигархического капитализма в России, международного корпоративного неолиберализма и всех видов дискриминации и насилия). Как следствие этой позиции "против всех", участники семинара стремятся к выработке методологии, владея которой, можно было бы осуществлять критику или праксис в отношении господствующих идеологических систем и штампов.
Рассуждая с позиции здравого смысла можно сказать, что предприятие, за которое взялись Бренер и Шурц, практически невыполнимо. Тот факт, что ХХ век, называемый "левым", завершился, оставив после себя скомпрометированные идеологические системы и не реализовавшиеся утопии, делает реабилитацию идей Карла Маркса или Ги Дебора практически невозможным. Однако, Бренер не был бы левым, если бы не требовал именно этого. По крайней мере, в этой точке он остается предельно последователен и реалистичен: и как приверженец идей ситуационистского интернационала, и как художник, сформировавшийся в Москве начала - середины 90-х.

11.09.2002

13-27 сентября 2002 года

ВСЕ СУКИ ВОН!

Александр БРЕНЕР
Барбара ШУРЦ

"Фокус проекта: актуальный левый политический самоорганизованный активизм (антикапиталистические движения, анархизм, марксистские, коммунитаристские, радикально-экологические инициативы и т.п.) На каком языке говорят сегодня антиавторитарные эмансипаторские группы? Какой политический праксис они защищают? К чему стремятся? Против кого выступают? Все эти вопросы формулирует и обсуждает настоящий проект. Однако мы не пытаемся репрезентировать политические дискурсы и левый активизм в выставочном пространстве. Мы хотим на время выставки подчинить это пространство логике радикально-демократической культуры. Не говорить от имени других, но обосновывать и защищать свою собственную контркультурную политическую позицию - вот наша цель и задача. Проект выдвигает рабочие лозунги и визуальный материал, подчиненный материалистической методологии и революционному праксису. Да здравствует эмансипаторская политизированная культура!"
А.Бренер, Б.Шурц


В Зверевском центре современного искусства 13 сентября открывается выставка Александра Бренера и Барбары Шурц (рисунки, граффити, объекты, тексты, фотографии). На вернисаже пройдет презентация новой книги Бренера и Шурц "Фашистская планета" (стихи, теоретические статьи), выпущенной специально к выставке Зверевским центром. Презентация сопровождается "поэтическим концертом" в исполнении авторов.

Александр Бренер - одна из ключевых фигур так называемого "московского радикализма". После нескольких активных лет в Москве в 90-е годы, провел полгода в голландской тюрьме, к чему был приговорен за свою самую известную акцию - нанесение с помощью спрея знака доллара на картину Казимира Малевича в Стеделийк музее в Амстердаме. Тогда мнение общественности разделилось: одни осуждали этот поступок, считая его чистым варварством, другие - и в том числе влиятельные западные издания - усматривали в нем серьезное художественное высказывание.

Отбыв срок, он - по приглашению знаменитого центра современного искусства Сецессион - прибыл в 1997 году в Вену для участия в выставке московского радикального искусства. Здесь произошла встреча Александра Бренера и венской художницы Барбары Шурц, и началась их совместная деятельность в Вене, потом в Лондоне и теперь в России. Несколько месяцев назад, оказавшись в Петербурге, они провели ряд семинаров и ворк-шопов и теперь - впервые за 5 лет их совместной работы - открывают свою выставку в Москве - в Зверевском центре. Творческим дуэтом написан ряд книг, изданных в Австрии, России, Великобритании.

Из Программы Зверевского центра на сентябрь:

13 сентября, 19.00

Вернисаж. Презентация книги "Фашистская планета", "поэтический концерт" в исполнении авторов.

19 сентября, 19.00

Александр Бренер, Барбара Шурц
Преодоление искусства: актуальная теория и практика (Лекция)

27 сентября, 19.00

Александр Бренер, Барбара Шурц
Мастера без подмастерьев: что такое современная антиавторитарная самоорганизованная политическая группа. (Лекция)

**

2004

Вот и Александру Давидовичу Бренеру тоже, к счастью, пока не скучно. Последний бастион активного искусства не пал!

"Он просто приехал, аккредитовался как журналист, пришел на пресс-конференцию, вытащил плакат "Смерть царю", после чего два охранника быстренько вывели его из зала. Хоть какое-то оживление. Но Бренер на этом не успокоился. Он плюнул в одного достойного московского арт-функционера и разбил диктофон у одного достойного московского арт-критика. Шпана. Вызывающий (и на первый взгляд не проходящий по ведомству искусства) перформанс Бренера - очень точное послание "Манифесте". "Будете знать, как отдыхать на курорте", - презрительно говорит художник" (Николай Молок, "Известия").

А.Ковалёв 17.06.2004

**

2004
Арт Москва
цветастые неагрессивные рисунки Александра Бреннера (sic) и Барбары Шурц (Knoll gallery, 440 у.е.)

2006

16.02.2006,

16 февраля в Венгерском центре начинается фестиваль «сближения культур» «Третьим будешь?».

16 февраля в Венгерском центре начинается фестиваль "сближения культур" "Третьим будешь?". Это своеобразное продолжение выставки "Вена-Будапешт-Санкт-Петербург", прошедшей в Государственном Эрмитаже. На той выставке показывали искусство трех городов на рубеже ХIХ и ХХ веков. В Москве же демонстрируют творчество современных художников.

Интересно, что столицу Австрии на выставке представляет наш соотечественник Александр Бренер совместно с соавтором и подругой Барбарой Шурц. От России выступает арт-группа "Синие Носы", а от Венгрии - фотограф Эмэшэ Бенцур. Одним из организаторов выставки выступает венская галерея Ханса Кнолля, недавно торговавшая творчеством "Синих Носов" на ярмарке Arco 06.

В рамках мероприятия состоится также концерт в клубе "Китайский летчик Джао Да", в котором примут участие фанк-группа из Венгрии "Masfel", некий австрийский ди-джей и москвичи "Дети Пикассо".

**

art_cont_west, бренер, art_cont_rus

Previous post Next post
Up