Евгения Мария Сеньчукова пишет:
"Ходили в кино на новый очень страшный фильм Мартина Скорсезе "Молчание" о неудачной ̶̶р̶ы̶б̶н̶о̶й̶ ̶л̶о̶в̶л̶е̶ ̶в̶ ̶п̶я̶т̶н̶и̶ц̶у̶ миссии иезуитов в Японии в XVII веке.
Спойлерить не буду, смотрите сами, он в кино сейчас идет. Только приготовьтесь к тому, что будет ОЧЕНЬ тяжело. Я о другом.
Тут у меня как-то в комментариях заходил разговор о самобытных культурах и христианском глобализме. Попробую объяснить, почему в реальности христианство конкурентом самобытным культурам не является - оно становится просто новым этапом в жизни народа, который даже позволяет традицию зафиксировать и сохранить.
Обычно противоречие между христианством и условным "язычеством" представляют себе как противоречия между монотеизмом и многобожием. Но это противоречие видимое. Во многие, если не во всех, религиях и мифологиях существует фигура Deus Ociosus или просто некоторого бога-творца и т.д., которого смело можно считать Началом всего. Зато в христианстве есть почитание ангелов, а существование других богов сдержанно допускается в Псалтири ("Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд", Пс.81). Это совершенно не имеет никакого значения.
Конфликт между христианством (и другими религиями спасения, но я сейчас буду говорить о христианстве) и "язычеством" (искусственный, ничего не объясняющий термин) лежит в другой области. Религии, родившиеся и сформировавшиеся в обществе Традиции (попробую осторожно использовать терминологию Карла Ясперса: до осевого времени), описывают человека, встроенного в мир. Нет глобального конфликта: человек - часть этого мира, мир в целом хорош, а раньше (в некотором мифологическом прошлом) был еще лучше, и если человек будет вести себя хорошо, в целом все будет неплохо. То есть, да, болезни, стихийные бедствия и прочая, и прочая, но вообще в мире царит мировая гармония, вечное возвращение, и человек не может к этому ничего ни добавить, ни убавить. (Поэтому чем более традиционно общество, тем хуже в нем фиксируются его мифы и сказания. Не надо ничего "записывать", а если нет письменности - зарисовывать. Все возвращается, все идет по кругу, из уст в уста, повторяется и повторяется.)
Это прекрасная конструкция работает до первого столкновения с чем-то развивающимся не по кругу и не по спирали - например, с элементарными шевелениями прогресса. Остановить его нельзя. Люди хотят жить лучше и дольше. Кондиционер охлаждает в жару лучше веера, горячая вода из-под крана удобнее, чем нагревание воды в котле при предварительном розжиге костра при помощи трения, а теплый унитаз уютнее естественных условий морозной тундры. И если в одном племени до чего-то уже дошли, а в другом еще нет - мировая гармония нарушается и у одних, и у других. Причем у первых - потому что выясняется, что возвращается вовсе не все, а у вторых - потому что у них-то еще возвращается, а у соседей идет вперед. Разрыв шаблона.
В этом незакольцованном мире беспощадно обнажаются любые противоречия. Когда в период эпидемии все умирают от гриппа, это ужасная беда, но против нее ничего не выставишь, если боги не снизойдут, но когда к этой смертности прибавляется знание о том, что за тыщу километров есть лекарство от гриппа, но ты эту тыщу километров не преодолеешь, потому что ни сапогов-скороходов, ни ковра-самолета у тебя нет - это просто катастрофа. Ладно боги не помогают - им виднее. Но, оказывается, люди потенциально могут изменить ход событий, люди не принадлежат к ходу событий - и все равно не могут ничего изменить, все равно заперты в этой ловушке мира. Где справедливость?
Именно поэтому в любой традиции в определенный момент начинает звучать мотив тоски и попытки отстраниться от несправедливостей мира сего (на примере древнего Египта это хорошо иллюстрировал в одной из лекций профессор Зубов). Люди продолжают цепляться за религиозные обряды и мифы в надежде вернуться к былой (или даже не былой) гармонии, ну хотя бы к равновесию. К тому блаженному состоянию, когда линейного времени не было - была бесконечность циклов, колесо Сансары, если хотите.
Но никакого равновесия не будет. Эдем закрыт навечно. Пакибытие будет не в "природном" Эдеме, а в "построенном" (городе!) Новом Иерусалиме. Время будет всегда до скончания времени. В мире царит история, а не мифология. Человек выключен из естественного мира навсегда, и ни один бог этого не изменит. Именно об этом говорит псалмопевец в нетолератном стихе: "все боги языков - бесове" (Пс. 95).
Религии спасения (в первую очередь - христианство, конечно) в этом смысле предельно честны. Пропасть между миром и Богом меньше, чем между миром и человеком. Человеку легче вернуться к Богу, чем к Его творению. Предельное воссоединение Бога и человека демонстрирует именно христианство с его учении о Боге, ставшем человеком.
В этом смысле любые элементы двоеверия в целом абсолютно безобидны, если основой становится именно христианское мировоззрение. Именно поэтому тот же святитель Иннокентий вполне доброжелательно относился к двоеверию в первых поколениях христиан в обращенных им народах. В многочисленных духов мы и сами отлично верим, а формы почитания могут быть самыми разными. Важно - не перепутали ли новообращенные Деуса с солнцем, приводя пример из упомянутого фильма.
И кстати. Никаким не "болотом" в смысле принятия побегов христианства оказалась Япония. Просто время тогда еще не пришло. А как осуществилась серьезная встреча с европейской цивилизацией в середине XIX века, так и нарушился ход событий в понятном закрытом мире Японии - и христианство туда благополучно (относительно) пришло по второму разу и развивается.
(По мотивам любимого Элиаде, сумбурно и поверхностно, больше для памяти :) )"
КОММЕНТАРИИ
Томас Кранмер Вообще миссия в Японии была супермегаудачна. Сотни тысяч людей приняли христианство за пару-тройку десятилетий. В Китае всё было намного, намного сложнее и медленнее. Но в Японии миссионеры изначально опирались на баронов, и когда в стране завершилась раздробленность, бароны утянули за собой и христианство.
Нравится · Ответить · 3 · 30 января в 22:29
Скрыть 14 ответов
Евгения Мария Сеньчукова
Евгения Мария Сеньчукова О том и речь. Искусственная миссия. Опираться на "сильных мира сего" - колоссальная ошибка. Христос именно по этой причине общался с низами. Если бы Он хотел всех широкомасштабно обратить, Он бы родился сыном императора.
Томас Кранмер Евгения Мария Сеньчукова Я не знаю ни одной миссии, построенной иначе - за исключением миссий среди народов, до того завоёванных европейцами. Хотя даже там сперва обращались к элитам.
Евгения Мария Сеньчукова Это понятно. Но, как когда-то написал в жж отец игумен Агафангел Белых, по-настоящему крестил Русь не Владимир, а попы, которые потом методично работали с населением.
Нравится · Ответить · 2 · 31 января в 7:57
Томас Кранмер Ну, "методично работали" - это очень громко сказано. Крестились центральная элита, которая объявляла новую веру признаком лояльности для местных элит. И уже они подтягивали народ - кто насилием, кто попов под это дело ангажировал, а кто по исландской схеме - объявите себя христианами формально, и живите, как хотите. Основным признаком христианизации была выплата налогов Церкви. Строительство храма требовалось заметно реже, почти исключительно в городах. А "методично работали" не столько попы, сколько энтузиасты из разных сословий, которые на определенном этапе принимали сан, но чаще - монашество. Вообще, что в Германии, что у нас главные миссионеры - не священники, а князья, епископы и монахи.
Андрей Белоус Ну, да. Вспоминается праздник в счесть Ярила, который Димитрий Ростовский в конце 17-го века описывал...
Томас Кранмер Да, это и есть исландский вариант. Праздник сохранился, потому что никому не мешал. Политическая лояльность достигнута, а что до личной веры, то она из миссионеров была интересна лишь упертым фанатикам, которых даже власть не любила (бо делали проблемы на ровном месте).
Томас Кранмер Но в любом случае, лично мне известно лишь 2 типа миссии - обращение элит и европейская колонизация.
игумен Агафангел Белых Томас Кранмер есть третий: житие вместе с народом и пример личного христианского подвига: свт. Иннокентий Московский в его алеутский период, свт. Николай Японский и другие. Но это непопулярный способ.... времени нужно много (как правило - вся жизнь), и результат не скорый, а в отчете в Синодальный миссионерский отдел особо ничего не напишешь, тем более в ФБ ))
Томас Кранмер Agafangel Belykh Иннокентий был представителем мощной европейской колониальной державы. Да, он лично был подвижником - как и многие другие колониальные миссионеры, возможно даже большинство из них.
Николай также имел за спиной сверхдержаву. Японцы отлично понимали, что бывает с теми, кто трогает европейцев, в т.ч. миссионеров - опиумные войны и боксерское восстание сомнений не оставляли. Другое дело, что Японцы во времена Николая сами были покруче распавшегося Китая, ну, и на помощь Запада могли расчитывать.
Но главное - к. 19 - н. 20 века было тем периодом, когда колониальные державы уже точно рассматривали религиозную миссию как довесок к миссии культурной и технической. Вместе с потерей интереса властей к миссионерам ушло в прошлое и "крещение народов". Понятное дело, что сегодня ни обращение элит, ни даже колонизация на миссию не влияют.
Нравится · Ответить · 1 · 31 января в 10:31
игумен Агафангел Белых
игумен Агафангел Белых Thomas Cranmer
Ну, какая ещё "сверхдержава за спиной"? )) Друже, будем реально смотреть на факты. Вот, что пишет свт. Иннокентий (как, представитель мощной европейской колониальной державы) в наставлении миссионерам:
"Для того, чтобы умножать число принимающихъ святое крещеніе, отнюдь не употреблять какихъ либо меръ и средствъ несвойственныхъ евангельскому духу и неприличныхъ проповеднику, какъ то: ни принужденій, ни угрозъ, ни подарковъ, ни обещаній (напримеръ, льготъ, податей и ир.), ни какихъ либо суетныхъ обольщеній, - но всегда действовать съ апостольскою искренностію.
Къ сподобленію святаго крещенія инородцевъ приступать не ранее, какъ они будутъ научены тобою выше-означеннымъ предметамъ веры и закона, и когда они сами изъявятъ на то желаніе.
По прибытіи въ поселенія дикарей, отнюдь не говорить, что ты посланъ отъ правительства, и не выдавать себя за какого нибудь начальника, но за простого странника, желающаго ближнимъ истиннаго благополучія и пришедшаго для того только, чтобы показать средства и по возможности руководить.
Съ перваго вступленія твоего въ должность, поведеніемъ и добродетелями своими, приличными твоему сану и званію, старайся заслужить хорошее о себе мненіе и уваженіе какъ инородцевъ, такъ и живущихъ тамъ цивилизованныхъ людей. Доброе мненіе заставляетъ уважать, а кого не уважаютъ, того и не послушаютъ.
Отнюдь не показывай явнаго презренія къ ихъ образу жизни, обычаямъ и проч., какъ бы они ни казались того стоющими, ибо ничто не можетъ столько оскорбить и раздражить дикарей, какъ явное презреніе къ нимъ и насмешки надъ ними и всемъ, что ихъ.
Съ перваго свиданія съ инородцами старайся снискать ихъ доверенность и благорасположеніе, но не подарками, или ласкательствомъ, а разсудительностію, готовностію на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностію. Иначе, кто откроетъ тебе свое сердце, если не будетъ иметь къ тебе доверенность?..
Въ преподаваніи ученія и вообще въ беседахъ съ инородцами будь кротокъ, ласковъ, простъ и отнюдь не показывай величаваго учительскаго вида, чемъ весьма много можно повредить успехамъ своего дела.
Въ разбирательство мірскихъ делъ не входить и никакой власти, поставленной отъ начальства, или ихъ собственной, въ глазахъ инородцевъ не ослаблять ни явными, ни тайными внушеніями, такъ какъ и Самъ Іисусъ Христосъ, живя на земле, никакого управленія не оскорблялъ и ничьихъ правъ собственности не касался..".
Томас Кранмер Это всё слова. Слова о том, как сам Иннокентий понимал мессионерство (судя по цитате, понимал он его патерналистски и с позиций белого человека, хотя и смягченных). А держава за его спиной была что ни на есть супер: даже если не считать военно-политическую мощь России, в культурном и интеллектуальном смысле европеец Иннокентий был в тыщу раз выше тех, кого он крестил. В истории вообще не было случая, чтобы миссионер дикого племени вдруг обратил большой и культурный народ.
Нравится · Ответить · 12 ч · Отредактирован
игумен Агафангел Белых
игумен Агафангел Белых Thomas Cranmer В истории вообще не было случая, чтобы миссионер дикого племени вдруг обратил большой и культурный народ.
--------------
так я с этим тезисом не спорю )))) или мы уже о другом?
первоначально, как я помню, обсуждение шло о противопоставлении "миссии Иисуса среди низов" и "обращению элит", как единственно известному Вам образу миссии (колонизацию миссией считать невозможно ИМХО).
Томас Кранмер Agafangel Belykh Так это всё об одном. Миссия ранней Церкви вообще никогда не ориентировалась на элиты. Внимания со стороны правителей старались, скорее, избегать - потому что оно могло оказаться негативным и просто разрушить Церковь. И эта миссия ни в каком виде не была направлена на обращение каких-любо крупных групп, "народов" (кроме, в каком-то смысле, "иудеев").
Но с определенного момента миссионеры стали ориентироваться исключительно на элиты, даже если лично они скорее тянулись к низам. Низы же воспринимались не как отдельные люди, но как "народы" - поскольку идея длительного и стабильного существования христиан в нехристианской среде уже тогда считалась чем-то не особенно нормальным. Эта ориентация была двух типов:
1. "Константиновский" - когда миссионер, не имея за собой никакой силы, старался обратить вождей, а потом, опираясь на них и пользуясь их защитой в случае реакции, попытаться обратить "народ".
2. "Колониальный" - когда миссионер действовал в каком-то смысле "через голову" местных элит под защитой либо непосредственно колониальных властей, либо мощных держав, не контролирующих миссионерскую территорию административно, но обеспечивающих защиту миссионера на дипломатическом (а если надо - то и военном) уровне. Кроме того, "колониальный" миссионер - всегда представитель культуры более высокой, чем у тех, кому он проповедует (по крайней мере, в своих собственных глазах).
Классический пример "константиновских" миссий - обращение ирландцев, англо-саксов, армян, некоторых среднеазиатских племен. Пример "колониальных" миссий вне собственно колоний - деятельность миссионеров в Китае или Сибири.
Главная черта обоих типов миссионерства - направленность на обращение "народа", на создание христианского социума, а не на обращение отдельных людей. Именно этот новый христианский социум (в идеале - государство) должен принять на себя функцию дальнейшего поддержания христианской веры, когда труд миссионеров будет завершен.
Других типов миссионерства после 4-5 века я припомнить не могу.