Прот. Михаил Питницкий (настоятель храма «Всех Скорбящих Радость», г. Се-веродонецк)
ЦЕНЫ ЗА ТРЕБЫ И ТОРГОВЛЯ В ХРАМЕ
Предисловие издательства
Бескорыстные пастыри - явление довольно редкое в наше апостасийное время. Один из них, воистину, «последний из могикан» - отец Михаил Питницкий, настоятель храма «Всех скорбящих радость» в г. Северодонецк, Луганской обл. В своей краткой статье, ко-торую мы предлагаем вашему вниманию, он вскрывает один из самых болезненных и опасных гнойни¬ков нашей церковной организации, имя которому - симония.
По причине того, что советская власть всячески поддерживала этот страшный грех, ннешни¬е пастыри довольно равнодушно относятся к этой церковной болезни. Поэтому она приоб¬рела такие масштабы, и так «вросла» в тело церкви, что о ней больше никто и не вспоми¬нает.
Дух нестяжания и вольной нищеты Христовой, преобладавший в раннехристианской церкви, утрачен и позабыт. Однако, свято место пусто не бывает. Сейчас всех переполняет другой, чуждый Христу дух - дух стяжательства, сребролюбия и мирского благополучия. Сегодня он царствует повсюду, даже за монастырскими стенами.
Продавать пытаются все, что пользуется спросом, не только свои «духовные услуги» («заказные» молитвы, молебны и т.п.), но даже «услуги Господа Бога» - Его таинства. Оправдания звучат самые разнообразные: «мы даем на церковь, а не за таинства», «церкви же надо на что-то жить», и вообще, «сейчас не время говорить о грехах церкви, она и так страдает».
Так оправдываются те, кто хотел бы забыть, что живая древняя церковь не просто олу-чала, а предавала анафеме тех, кто пытался «жить» за счет смертных грехов своих прихо-жан - грехов многоразличной симонии. Горькие плоды такой «забывчивости» - нынешние апостас¬ийные времена.
По милости Божией мы сегодня имеем благословение одного из наших архипастыпей на публикацию статьи прот. Михаила и Обращения патриарха. Правда, они совсем не касаются вопросов оплаты записок, молебнов и т.п., а ведь это тоже, без сомнения, грехи, причем не малые. И тоже являются соблазном для «внешних», приходлящих в церковь людей.
Необходимо увидеть, как это выглядит «со стороны», т.к. привыкая к ситуации, чело-век не может оценить ее адекватно. Все познается в сравнении, как известно, а образец для сравнения у нас один - Пастыреначальник Христос. Для нынешних прихожан священник это уже не образ Христа, готовый не только молиться бесплатно, но и душу свою положить за своих любимых овец. Это «обладатель» данной ему через рукоположение харизмы.
Его тоже любят и «благодарят», но по-язычески: как «раздаятеля» благодати, не взирая на личные качества. В этом случае тоже возникает единство духа, только не во Христе. Благодать Божия не терпит ни корысти, ни чего-либо нечистого. А при ее отсутствии человек принимает за норму то, чего в христианстве быть не может. В нашем контексте это денежное вознаграждение за молитвенный труд.
Хотя это одиозное явление и не подлежит анафеме, как, например, плата за Благодать Божию, однако, так же как и симония с христианством не имеет ничего общего. Образца для такого подражания мы не находим ни в Евангелии, ни в истории Церкви.
Апостольское предание оставило нам замечательный образец, как правильно собирать и распоряжаться деньгами. Упразднив ветхозаветную десятину, преемники апостолов со-здали¬ ее аналог - это «касса благочестия», состоящая из добровольных пожертвований и употреблявшаяся на помощь братьям, попавшим в трудные ситуации.
Никаких «заочных» заказных литургий и молебнов, оплачиваемых через интернет, е-терминалы, «молитвоматы» и пр. церковная история не знала.
На просторах инернета тысячи священнослужителей эту тему обсуждают довольно давно. Вот несколько ссылок для желащих присоединиться к дискуссии:
Сообщество «Бессребреник», группа «Православные против торговли святостью», вэб-сайт simonii.net и др.
Может в итоге у нас когда-нибудь появится новый церковный праздник - «Изгнание торгующих из храма»?
ЦЕНЫ ЗА ТРЕБЫ И ТОРГОВЛЯ В ХРАМЕ
Очень часто можно услышать обвинения в сторону Православной Церкви в том, что в храмах существуют установленные цены за требы и вообще ведется торговля. Рассмотрим этот вопрос с позиции Библии.
Трудно себе представить, что когда ко Христу подходили больные и просили исцеле-ния, Он говорил бы им: «С вас 200 динариев». Мы не видим, чтобы Иоанн Креститель брал деньги с людей за свой труд, когда крестил, или апостолы брали плату за проповедь или исцеление. Что же требовал Господь, Иоанн Креститель и апостолы от приходящих к ним? Они требовали веры и покаяния, а не денег.
Какой батюшка сейчас спрашивает о вере обратившихся к нему с вопросом: «Сколько стоит машину посвятить?» Вера стала второстепенной для многих священников, потому что деньги стали на первое место их жизни. Это экстрасенсы берут таксу за свои сеансы, а Церковь кому служит, кому уподобилась? Это противно духу Христа.
Приведем другие примеры. Когда к пророку Елисею обратился Нееман военачальник царя сирийского, страдавший проказой, то пророк не требовал от него денег, а повелел с верой окунуться семь раз в Иордане. Нееман поверил, окунулся и выздоровел. Приехав к Елисею, он предложил ему щедрые дары, но пророк ничего не взял. Слуга же Елисея (Гее-зий) втайне от пророка взял часть подарков, и за это его постиг гнев Божий - проказа Неемана перешла на него. Вот поэтому и страшно было пророку брать деньги за исцеление.
Господь сказал, что всякий грех простится человеку, а хула на Святого Духа не про-стится ему ни в сем, ни в будущем веке. А разве торговать Благодатью, оценивать ее в определенную суму денег - это не хула на Святого Духа?
Когда к апостолу Петру пришел Симон волхв и хотел получить благодать священства за деньги, то получил ответ от апостола: «Серебро твое да будет тебе в погибель, ибо дар Святого Духа захотел получить за деньги» (Деян. 8:20). Если мы всмотримся в слова апостола, то увидим, что совершение всех таинств за деньги - это тоже симония, поэтому, в широком смысле, симония - это совершать за деньги любые требы.
Приведу еще один пример - из жизни Иустина Мученика (?-165г.). Он искал истину в различных философских школах, но везде за обучение требовали деньги. Он говорил об этом, что истинная философия, как любовь к мудрости, не может быть алчной. Когда же познакомился с христианами, то принял их учение как самое высоконравственное, в том числе и потому, что христианские учителя сами показывали пример чистоты и нестяжа-тельности. Они не требовали ни от кого денег, но питались от дел рук своих. Конечно, они принимали добровольные пожертвования, но сами ни с кого не требовали. Эта нестяжательность первых христианских епископов и священников сделала Иустина Философа и тысячи других язычников рабами Христа. К сожалению, алчность нынешнего священноначалия многих выгнала из церкви, либо не пускает в нее.
Никакого права торговать в храмах и брать деньги за требы православным пастырям Господь не давал. Напротив, Христос сказал: «даром получили, даром давайте». К приме-ру, если вам дадут 10 Библий и попросят раздать их, а вы продадите их, хоть за самые ма-лые деньги, разве вы не согрешите? Так на каком основании священники торгуют Благодатью, Которая не от них? Сам Христос выгнал торгующих из храма, а ведь там продавали все нужное для жертвоприношения и других обрядов, все нужное для богослужения. Но Господу это было не угодно даже под благим предлогом.
Ни Христос, ни апостолы не торговали, не совершали своего служения за деньги, да и вся ранняя церковь не знала торговли и цен в храмах, и все же церковь существовала и развивалась. Ап. Павел говорит: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем». Апостол Петр говорил: «Денег нет у нас, но что имеем, то и даем» (Деян. 3:6). Это ярко характеризует раннюю церковь, ее полную нестяжательность. Вспомним и заповедь Христа: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни двух одежд, ни сумки...» (Мф. 10:9-10). Если этот идеал слишком высок, то нужно стремиться к нему, а не отвергать его.
Великий апологет начала третьего века Тертуллиан в своих апология писал, что цер-ковь категорически против торговли таинствами, он показал правильное и древнейшее отношение церкви к материальному: «Дело Божие ценою золота не продается. И если есть у нас нечто, вроде казны, то мы приобретаем ее не от постыдной торговли верою. Каждый ежемесячно, или когда захочет, вносит известную умеренную сумму, сколько может и сколько хочет, потому что никто не принуждается, но приносит добровольно.
Это касса благочестия, которая не издерживается ни на пиршества, ни на распут-ства, но употребляется на пропитание и погребение нищих, на поддержание неимущих сирот, на содержание служителей, изнуренных старостью, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение. Если случается христиане, сосланные в руд-ники, заключенные в темницы, удаленные на острова за исповедание ими своей веры, то и они получают от нас вспомоществование» (Тертуллиан. "Апологетик").
Сейчас часто говорят, особенно священники, о сборе десятины с прихожан, но на ка-ком основании? Ведь это предписание обрядового ветхого закона было отменено на апо-стольском соборе 51-го года (Деян. 15:19-20). Также смотрите: Гал. 2:16, Рим. 11:6, Гал. 5:4. Ведь никто сейчас не соблюдает все 613 обрядовых заповедей Моисея. Даже наоборот, апостол Павел не раз в своих посланиях писал, что он никого ничем не отягощал: «Мы искали вас, а не вашего». А сейчас что - главное, чтобы заплатили за крещение, отпевание, записочки и т. д., а что потом с этими людьми, почему они больше не приходят в храм после крещения - это второстепенно. Остается только догадываться, кому выгодно продвигать учение о десятине в церкви.
Многие священники говорят: «Факт цен в храме уже существует много-много лет, и не помешал спасению людей. Бывает так, что крестят ребёнка и жалеют пожертвовать, но на гуляния тратят не одну тысячу, и на погребениях на водку тратятся, чтоб помянуть, и не жалко». Такие священники просто оправдывают себя, обвиняя других, мол, «что вы нас судите, вы на других посмотрите», но от этого грех не перестает быть грехом. Мы не сможем на Страшном Суде оправдаться словами: «Господи, мы не самые худшие, есть хуже нас».
Другие говорят: «Церкви ведь нужно на что-то жить, платить зарплату, коммунальные и т.д.». На это скажем словами Христа: «Что вы так боязливы, маловеры, ведь церковь столетиями существовала без цен за требы и торговли и Господь заботился о ней, неужели теперь оставил? Бог везде и всегда тот же, лишь вера наша разная. И если по-честному по-смотреть на доход храма и на его расход, на зарплату, коммунальные и т.д., то они будут отличатся в разы. А если даже и нет, то приведу один пример: у моего знакомого священ-ника были цены в храме, и доход храма был 1000 гр. в месяц, когда же он цены убрал, хотя при такой ситуации это казалось безумием, доход вырос в 4 раза. Нужно только Богу доверять - и не постыдишься. Более того, вскоре Господь послал спонсора, и храм был расписан за 40 дней.
Третьи пытаются оправдать цены за требы словами ап. Павла: «Достойно началь-ствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые тру-дятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим. 5:17-18). Но, во-первых, здесь говорится, что награда пресвитерам - честь, а не только еда. Во-вторых, чтобы лучше понять этот стих, обратимся к древнему церковному памятнику начала 2-го века - Дидахи: «апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба, сколько потребно до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк» (Дидахи, 11:6). И далее: «Лжепророк же есть всякий пророк, учащий истине, если он не делает того, чему учит Если же кто в Духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того» (Дидахи, 11:10, 12).
Да, стоит сказать: в Дидахи говорится, что нужно заботиться об учителях и пророках, давать им от начатков полей, стад, одежд и серебра, но это пожертвование должно быть добровольное, а не установленное или принудительное. Если же учителя или пророки требуют или назначают сумму пожертвования, то они лжеучителя и лжепророки.
Что же говорится в Новом Завете о церковном пожертвовании? «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). Значит, пожертвования должны быть добровольные, а не установ-ленные таксы. Христос не запрещал апостолам носить при себе ящик для пожертвований, который носил Иуда Искариот.
В каждом храме есть ящик для пожертвования, туда и должны люди бросать, кто сколько захочет и делать это в тайне, что бы один только Бог знал, кто сколько положил, дабы не нарушилась заповедь: «Пусть милостыня твоя будет в тайне, и Бог, видя тай-ное, воздаст тебе явно». Не нужно давать деньги в руки священникам, ибо тогда наруша-ется эта заповедь, и милостыня бывает уже не втайне.
Теперь перейдем к вопросу о пропитании священства. Власть апостолов равна перво-священнической, а Аарону Господь сказал: все первые произведения земли их которые они принесут Господу, да будут твоими (Числ. 18,13). Ап. Павел говорит: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались этой властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор. 9:11-12).
Из приведенных цитат мы видим, что священники имеют право на некоторую долю от церковных пожертвований. На какую именно? Это уже определяет высшее священноначалие и совесть самих священников. Но обратим внимание на слова ап. Павла, что он не пользовался этой властью, но трудился день и ночь, зарабатывая себе пропитание «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову».
Он не хотел быть соблазном, не хотел подавать повод для клеветы на Христа и Его церковь. Как этого сейчас не хватает нам. Богатые священники оправдывают свою рос-кошь своим «правом», и даже не хотят задуматься: как это мешает делу проповеди, и сколько людей из-за их алчности обходят церковь стороной, идя в погибель. И кто даст ответ за их души?
Апостол Павел писал: «Если я ем мясо и это соблазняет брата, то не буду есть мяса вовек, ибо за душу немощного брата Господь спросит с меня» итак есть мясо не грех, но апостол готов от него отказаться, если это соблазняет хотя бы одного, а сколько душ со-блазняются ценами за требы и торговлей в храме. Сколько людей ушло из православия и сколько даже не хотят переступить порог храма из-за торговли в церкви, и кто даст ответ Богу за эти души немощных братией? В письме к Титу тот же Павел пишет: «Во всем по-казывай в себе образец добрых дел, что бы противник был посрамлен, не имея ничего ска-зать о нас худого» (Тит. 2:7-8). А сколько сейчас сектантов и атеистов обвиняют нашу церковь в сребролюбии и роскоши священства?
Ап. Павел говорит: «Все мне позволено, но не все полезно, не все назидает и служит ко спасению». Так вот, это «право питаться от жертвенника» - относится к этим словам. Оно никак не служит на пользу Церкви, и пользоваться им надо только в исключительных случаях, а не всем подряд и когда угодно. Многие скажут, что у священника много работы и он не сможет заниматься еще чем-то другим. Справедливости ради стоит сказать, что это не так.
Священники в сельской местности и маленьких городах задействованы в храмах только на выходных и в большие праздники, а значит, могли бы еще где-то работать. Более того, если бы они работали в социальной сфере, например, в школе или больнице, то по долгу службы встречались бы со многими людьми, и это бы способствовало проповеди Евангелия. Таким образом, они бы объединили дело миссионерства и служения в храме, как это было в Ветхом Завете.
А если на приходе много треб и служб, то епископ пусть пришлет ему в помощь дру-гих священников, чтобы все имели возможность кормиться от труда рук своих, а не от жертвенника. Этим увеличится количество священства (что уже хорошо само по себе), усилится православное миссионерство, финансовый уровень священников будет прибли-зительно одинаковый, никто не сможет упрекнуть священников, что они питаются из пенсий бабушек.
Сейчас так: чем богаче приход, тем богаче поп, а если отцы будут кормиться не от прихода, а зарабатывать себе на хлеб своим трудом, тогда уровень дохода храма не будет иметь такого значения. И, кстати, не будет зависти между священниками, как сейчас.
Христос сказал: «Не можете служить Богу и мамоне». Вот почему сейчас такой низкий духовный уровень у священства. Поэтому и нет уже благодати первохристианского периода. И сбываются слова ап. Павла: «Корень всех зол - сребролюбие».
Приведу еще слова Господни из пророка (Иезек. 34:1-15): «И было ко мне слово Гос-подне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророче-ство и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, ко-торые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?... Живу Я!,- говорит Гос-подь Бог; вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец».
Разве не это мы видим, как разжирело и обогатилось священство на своих овцах, только стригут их бедных, а пасти и заботится о них не хотят. Своей греховной жизнью, жестокостью и властностью многих соблазнили и выгнали из церкви. Сколько людей ушли в секты или вообще потеряли веру.
Если какая-та овца покинет стадо, не ищут ее, а говорят: «Бог Сам приведет кого надо». Да, Господь приведет, но горе тем пастырям, которые сами не искали потерявших-ся. Когда с ними случается какая-то скорбь они все делают, чтобы ее решить и не говорят: «Бог Сам все решит». Что же касается спасения других, тут они умывают руки.
Пастырь добрый оставляет девяносто девять не заблудившихся овец и идет искать од-ну заблудшую. Священник должен не только окормлять тех, кто в церкви, но идти искать заблудших, идти миссионерствовать. К сожалению, этого почти нет. Священство отдели-лось от народа и спряталось за высокой стеной иконостаса. Все, что их интересует - это доход храма.
Настоятели храмов сдают отчет благочинным только финансовый, как будто это самая важная деятельность на приходах. Людьми интересуются меньше, чем деньгами. Что же говорит об этом Господь? «Не можете служить Богу и мамоне». И сбываются слова Хри-ста: «Когда приду, найду ли веру на земле»?
****
Приложение.
ОБРАЩЕНИЯ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II к клиру на Епархиальных собраниях (выдержки)
Участились жалобы на вымогательство в некоторых храмах священнослужителями денег от прихожан при совершении ими Таинств и треб. Проведенное расследование под-твердило правильность ряда жалоб. Двое священнослужителей мною строго предупре-ждены, что вымогательство денег за совершения Таинств и треб есть симония, и в даль-нейшем они будут наказаны по всей строгости православных канонов. В настоящий мо-мент они переведены в другие храмы. Некоторые храмы имеют ларьки, палатки для тор-говли. В них, кроме духовной литературы, свечей и утвари, ничего продаваться не должно (Епархиальное собрание 1992 г.).
Несмотря на церковную нужду, необходимо находить такие формы принятия пожерт-вований, которые не будут производить на пришедшего в храм впечатления, что здесь ма-газин духовных товаров и все продается за деньги (Епархиальное собрание 1997 г.).
Формальный или даже "коммерческий" подход священника к приходящим в Церковь людям надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному ду-ховенству. Церковь - это не магазин духовных товаров, здесь недопустима "торговля благодатью". "Туне приясте - туне дадите" (т.е. Даром получили - даром давайте), - заповедал нам Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занимались бизнесом на рынках.
К сожалению, некоторая часть нашего духовенства подпадает под влияние "духа времени", стремясь к "красивому" стилю жизни. Отсюда стремление перещеголять друг друга в модной одежде, соревнование в пышности и обилии праздничных столов. Отсюда киче-ние иномарками автомашин, сотовыми телефонами и прочим.
Во-первых, такой стиль жизни является по существу греховным, нехристианским, по-скольку забывается Бог, приходит служение маммоне, нечувствие трагичности и времен-ности земной жизни. Это, может быть, одно из самых ярких проявлений неоязычества. Во-вторых, подобная жизнь духовенства для обычных, рядовых прихожан, в подавляющем большинстве бедных людей, является соблазном и ассоциируется в их сознании с изменой бедности Христовой, с обмирщением Церкви. Не потому ли некоторые прихожане уходят из храмов и ищут себе места в различных сектах, новых религиозных течениях, где их встречают с пониманием, заботой и любовью? Другое дело, искренней или неискренней, но с любовью (Епархиальное собрание 1998 г.).
Угождение Богу - вовсе не в сжигании свечей в храме. Нет в Церкви понятий "свеча за здоровье" и "свеча за упокой", как бы ни было при этом страшно потерять часть дохода от продажи свечей (Епархиальное собрание 2001 г.).
С чувством особого огорчения и скорби обращаются к Нам простые верующие люди по поводу ценников, вывешиваемых в ряде храмов на совершение Святых Таинств и треб, а также об отказах в их совершении за минимальную плату (для малоимущих). Хотелось бы напомнить, что даже в то время, когда Церковь находилась под контролем специально созданных государственных структур, администрация храмов не позволяла себе назначать цены за совершение Таинств и треб. Излишне говорить о неканоничности данных деяний и о том, скольких людей через это теряла и теряет наша Церковь.
Самыми частыми являются жалобы на поборы в храмах. Помимо платы за церковный ящик требуют дополнительной платы священники, диаконы, певцы, чтецы, звонари. И неудивительно, что люди, которых обирают в храме, в дальнейшем стороной обходят любой православный храм (Епархиальное собрание 2002 г.).
В некоторых московских храмах отменена "такса" за совершение треб. Сидящий за ящиком человек объясняет приходящим, что существует жертва на храм, которую каждый осуществляет по своей возможности, и жертва эта с радостью принимается. Этот опыт, основанный на дореволюционной практике, вполне достоин подражания (Епархиальное собрание 2003 г.).
Корыстолюбие, сребролюбие - страшный грех, неизбежно приводящий к безбожию. Корыстолюбец всегда поворачивается к Богу спиной, а лицом к деньгам. Для зараженного этой страстью деньги становятся реальным божком, идолом, которому подчиняются все мысли, чувства и действия.
Во многих храмах действует определенный “прейскурант цен”, и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет от-крытая торговля, только вместо обычного продается “духовный товар”, то есть, не побо-юсь сказать прямо, - благодать Божия. При этом ссылаются на тексты Священного Писа-ния о том, что труждающийся достоин пропитания, что священники питаются от алтаря и т. п.
Но при этом совершается бессовестная подмена, так как в Священном Писании гово-рится о том пропитании, которое составляется из добровольных пожертвований верующе-го народа, и никогда и нигде не говорится о “духовной торговле”. Напротив, Господь наш Иисус Христос ясно говорит: Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). И Апостол Павел тру-дился и не брал даже пожертвований, чтобы не положить препятствий евангельской про-поведи.
Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами свя-тостью.
Читая воспоминания наших русских священников-эмигрантов, оказавшихся после ре-волюции за границей, поражаешься их вере и терпению. Находясь в нищенском состоя-нии, они считали для себя нравственно недопустимым брать плату за совершение бого-служения или требы у таких же, как они, нищих людей. Они поступали на гражданскую работу и тем зарабатывали себе на жизнь. Совершение богослужений они считали для се-бя великой честью.
Сегодня же наше духовенство находится отнюдь не в нищенском состоянии, хотя, мо-жет быть, и довольно скромном. Православные люди никогда не оставят его без возна-граждения - порой отдадут последнее.
Злоупотребления, вымогательства пожертвований, к сожалению, имели место в жизни духовного сословия и до революции. Именно это и создало образ жадного, сребролюбивого попа, презираемого трудовым народом, тем народом, который одновременно трогательно любил своих бескорыстных пастырей и готов был разделить с ними все скорби и гонения.
Сегодняшняя практика “церковной торговли” возникла после 1961 года, когда кон-троль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение “исполни-тельного органа”, чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка “торговать” требами осталась.
В некоторых храмах она приобрела скрытый характер. Желающим приобрести свечу, утварь, заказать требу предлагается предварительно сделать пожертвование - опустить деньги в церковную кружку, без этого заказ не принимается. Если человек опускает круп-ную сумму, благодарят, если малую, говорят, что этого недостаточно и нужно пожертво-вать еще. На просьбы разменять крупную купюру отвечают, что денег нет - все они в кружке. В результате просителю приходится либо уходить, либо опускать крупную купю-ру, иногда и последнюю.
Священнослужители, занимающиеся социальным служением, знают, в какой нищете живет сейчас значительная часть нашего народа. И когда человека спрашивают, почему он не ходит в храм, он часто отвечает: “Если пойти в храм, надо поставить свечку, подать за-писочки, отслужить молебен, а за все это нужно платить. А денег у меня нет - едва хватает на хлеб. Вот совесть и не позволяет мне идти в храм”. Это печальная реальность наших дней. Таким образом мы теряем для Церкви множество людей, которые могли бы быть ее полноправными членами.
В последние годы по Нашему благословению совершались десятки миссионерских поездок в разные епархии Русской Православной Церкви, в том числе весьма удаленные. Почти везде они констатировали существование значительного недоверия и даже предубеждения по отношению к православному духовенству. Очень часто в ответ на при-зыв креститься люди сначала не откликались. Оказывается, они были уверены в том, что приезжие священнослужители хотят “подзаработать”, приехали собирать деньги. Когда ошибка выяснялась, и они убеждались в том, что миссионеры крестят и служат бесплатно, являлись толпы людей, желающих принять Крещение, исповедаться, причаститься, посо-бороваться или повенчаться. Много случаев, когда люди крестятся сотнями, прямо в реке, подобно тому, как было при Крещении Руси.
Интересно, что в ответ на вопрос: “Почему вы не идете к священникам, которые слу-жат неподалеку?”, часто дается ответ: “Мы им не доверяем!” И это не удивительно. Если в деревнях Карелии православные священники требуют от простого народа по 500 рублей за каждого крещаемого, а рядом действуют множество протестантских миссионеров, которые всегда и везде не только крестят бесплатно, но и одаривают народ обильными подарками, то можно ли удивляться тому, что народ идет к протестантам?
Нам известны многочисленные случаи, когда местные священники и даже правящие епископы не соглашаются принять в свои районы миссионеров потому, что они будут кре-стить бесплатно и испортят, так сказать, рынок, подорвут экономическое благосостояние епархии. Разве можно в наше время, когда Господь по молитвам новомучеников даровал нам свободу, забывать свой миссионерский долг? Когда же мы станем миссионерами, если не теперь, после многих десятилетий гонений от воинствующего атеизма, породившего целые поколения ничего не знающих о Боге людей? Когда мы начнем проповедовать слово Божие, если не сейчас, в тот момент, когда наш народ гибнет от безнравственности, алкоголизма, наркотиков, блуда, продажности и корыстолюбия?
В ответ на бескорыстный, самоотверженный подвиг священника-пастыря благодарный народ сам принесет ему все необходимое и в количестве гораздо большем, чем “наторгует” наемник в своем храме, превращенном в торговую лавку. Народ поможет благоговейному священнику, в котором он узнает любящего отца, ремонтировать храм. Господь пошлет ему добрых жертвователей и помощников и через него обратит к вере и спасет тысячи людей.
Нам не раз приходилось говорить на Епархиальных собраниях духовенства города Москвы о нежелательности взимания какой-либо платы за исполнение треб. В первую очередь это касается совершения Таинства Крещения или Причащения на дому. Это от-нюдь не означает, что труд священника останется невознагражденным, однако вознаграж-дением должно служить добровольное пожертвование участников Таинства, но никак не строго определенная выплата мзды, согласно установленному за свечным ящиком тарифу.
А потому мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств, а особенно за Святое Крещение, дабы не отвечать нам на Страшном Суде за то, что препятствовали спасению множества людей. Одновременно мы можем и должны объ-яснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием. (Епархиальное собраниe 2004 г.).
Во многих храмах по Нашему указанию сняты ценники за свечным ящиком, но вымо-гательство продолжается в несколько утонченном виде. Так, в ответ на вопрос: «Сколько стоит заказать сорокоуст, поминовение, молебен?», называются астрономические цифры, с фарисейской прибавкой: «Если вы не можете заплатить столько, можете внести меньше», в надежде, что внесенная человеком сумма будет более чем достаточной.
В других храмах на тот же вопрос отвечают: «Сколько пожертвуете», но далее на во-прос «Сто рублей достаточно?» - отвечают: «Нет». И так до тех пор, пока не получат с человека нужную сумму. После такого торга человек уходит из храма с чувством, что он попал в руки вымогателей, и потом старается обходить его стороной.
(Епархиальное собраниe 2006 г. Раздел «О недостатках приходской деятельности»)
Источник