Павел и Тора

Jul 12, 2016 22:17



Пишет  steba в Павел и Тора

Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, чтобы искупить подзаконных…

Вот что интересно: по мысли Павла, Сын Божий родился под Торой, то есть был обязан, как все нормальные иудеи, хранить верность Торе. (Что в Евангелием вполне совпадает.) А когда Он умер и воскрес, Тора завершила свою функцию.
Под Торой я тут понимаю не текст Пятикнижия, но послушание иудейскому Закону в виде (главное) обрезания, пищи чистой и нечистой, субботы. (Оно же четко отделяло иудея ото всех прочих народов.) Практически везде у Павла слово, переведенное у нас как Закон/закон можно смело читать как "Тора".

Время, в котором мы живем

Столько людей говорят самые разные - и неверные - вещи на тему "как Павел относился к Торе/Закону", что просто хочу расставить точки над i.
Одни говорят (это хорошо сочетается с антисемитизмом и маркионизмом, а также с теорией "Павел создал христианство", хотя не обязательно): "Павел ненавидел Закон/Тору как отстойный формализм, как религию второго сорта".
Другие политкорректно утверждают: "Павел говорит возвышенные слова о Торе, для него иудеи и христиане просто равнозначны".
Те и другие приводят совершенно убедительные цитаты из Павла. Но цитаты вне контекста целого мало стоят. Оба взгляда неверны. Павел сложнее, но, несмотря на сложность, в отличие от массы прочих вопросов по Новому Завету, на этот можно ответить довольно ясно.

Павел совершенно верил, что Тора от Бога, и совершенно верил, что настал новый век - и она уже не нужна.
(А параллельно: не нужно отделять один избранный народ ото всех прочих - Бог, как Он задумал это изначала, всех соединил.) Именно из-за непонимания времени люди говорят странные вещи о Павле и Торе.
Если просто сказать про время: иудеи верили, что наступит век грядущий. Христиане верили в это тоже, с одним отличием: он уже наступил вместе с приходом Мессии. Если это понять, отношение Павла к Торе становится логичным.

Если схематично (место Торы в истории по Павлу):

1. Авраам заключил Завет с Богом о будущем (включая благословение для всех народов), причем до обрезания. (Именно этот завет включает людей из язычников-гоим.)
2. От Моисея до прихода Мессии царствует Тора.
* Отсюда следует, что Павел фактически думал о двух старых заветах: с Авраамом до обрезания и с Моисеем. Причем первый (с Авраамом) старый завет продолжается в новом, а второй - с ограниченным временем дейсвия.
* Зачем тогда Тора? Охранять ребенка - тут есть двусмысленность: необходимая мера, иначе бы ребенок не выжил и Мессия бы не пришел, но и ограничение свободы.
* И Тора на время разделила человечество на две группы: избранные - и все прочие. Хотя Бог изначально замыслил создать один Свой народ.
3. Смерть Мессии (неразрывно связанная с воскресением).
Сам Иисус родился и жил еще в старой эпохе Торы. Его смерть (сложнее сказать - каким образом? Он принял проклятие Торы на Себя) начинает век грядущий. Где Тора стала анахронизмом и появился один народ Божий.

То есть потому Павел может говорить: Тору дал Бог, она совершенна свята. И тут же говорить: а сейчас плевать мы на нее хотели, и если вы за нее цепляетесь, вы занимаетесь идолопоклонством, пытаясь остаться в старом веке, который уже кончился. Если помнить о времени (нынешний век - и век грядущий), то Павел вполне последователен. Тора совершенно от Бога, но она совершенна неважна в грядущем веке, который уже наступил.Павел, Закон и время

завет, 1 павел апостол, ветхий завет, народ Божий, 1 христианство, церковь, библия, искупление

Previous post Next post
Up