steba Пятидесятница - начало восстановления ИзраиляНачну сразу с неочевидного. Я всегда, многие годы, себе представлял это так (и неверно): пестрая толпа паломников из разных стран, «все народы», соединяется после проповеди Петра в Церковь. Я привык так думать. Но это не совсем так.
Неправильный перевод
Кто тут первая аудитория исполненных Духом учеников?
Стих 5, Синодальный перевод:
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. (Забавно, его в этом повторяет Кузнецова.)
Безобразов:
Жили в Иерусалиме Иудеи, благоговейные люди из всякого народа под небом.
Именно это означает греч. слово. Они тут жили. Итак, кто эта аудитория:
1. Это иудеи только (включая прозелитов, обращенных в иудаизм, возможно, только римские).
2. Из других мест - из рассеяния. (Иудея в списке народов звучит странно. В некоторых рукописях вместо нее Армения.)
3. Вернувшиеся в Иерусалим, чтобы тут жить.
Это словечко жили влияет на смысл дела.
Восстановление
Это пока еще не совсем про Церковь, это про Израиль: мечта воссоединения 12 колен осуществляется.(Это уже было в Прологе Лк, когда - Сретение - вокруг Младенца встречаются иерусалимец Симеон и Анна из колена Асирова - из северного колена, изгнанного на восток.) Это скорее не рождение Церкви, но восстановление Израиля, Возвращение из плена, собирание рассеянных. (Конечно, дело в языке: в каком-то смысле церковь = народ Божий - уже была от Авраама и далее.)
Они тут "жили" - и настроили много иноязычных синагог. Но это отнюдь не "все народы" - не язычники, - а евреи, вернувшиеся на Сион из диаспоры. Это еще не интернационал. Надо немного подождать.
Только после этого может начаться новая эпоха: когда Израиль восстанавливается, он может стать светом всему миру - во исполнение еще более древнего обетования Аврааму из Бытия 12. Тогда на Сион приходят и язычники (Сион, конечно, смещается из области географии, потому что Храм заменяет община). Но пока (в начале Деян) язычники еще ждут. Об этом же список народов (ст. 8-11): это еврейская диаспора, где Восток - место обитания депортированных и утерянных колен.
Думаю, именно такая логика Луки (и, скажем, Павла): сначала Израиль - потом весь мир.
Приложение
Об этом много ВЗ текстов. Иезекииль 37: воскресение, Дух и восстановление Израиля.
Да и пророчество Иоиля, которое цитирует Петр, говорит о восстановлении земли и возвращении из плена.
И обращение Петра к этим людям "весь дом Израилев" о том же - включая утерянные северные колена. (Напр., Иез 20:40 и та же гл. 37.)
Карта (части) тогдашней иудейской диаспоры: