В последний, самый великий день праздника Иисус встал и громким голосом воскликнул:
- Тот, кто жаждет,
пусть приходит ко Мне и пьёт!
Ибо в Писании сказано:
"Из сердца того,
кто верит в Меня,
потекут реки живой воды".
39 Иисус сказал так о Духе, которого получат те, кто поверит в Него. К тому времени Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был облечен в Божью славу.
40 Некоторые из толпы, услышав Его слова, сказали:
- Этот человек действительно Пророк!
41 - Это Помазанник (Мессия)! - говорили другие.
- Разве может Помазанник прийти из Галилеи? - возражали им. - (42) Разве не говорится в Писании, что Помазанник - потомок Давида, из деревни Вифлеем, откуда родом Давид?
43 И в толпе произошел раздор из-за Иисуса. (44) Некоторые даже хотели схватить Его, но всё же никто Его не тронул.
45 А стража вернулась к старшим священникам и фарисеям.
- Почему вы не привели Его? - спросили те.
46 - Так, как этот человек, еще никто никогда не говорил! - ответили стражники.
47 - Он что, и вас сбил с толку? - сказали им фарисеи. - (48) Разве поверил в Него хоть кто-нибудь из властей? Или кто-нибудь из фарисеев? (49) Только этот сброд, эти невежды, не знающие Закона, они прокляты Богом!
50 Но один из их числа - это был Никодим, приходивший раньше к Иисусу, - сказал им:
51 - Разве наш Закон разрешает выносить приговор человеку, не выслушав его сперва и не установив, что он сделал?
52 - Вот как? Ты что, тоже из Галилеи? - сказали они. - Исследуй Писание и увидишь, что Пророк не может быть из Галилеи.
12 Иисус снова заговорил с ними:
- Я - свет миру.
Тот, кто пойдет за Мной,
не будет блуждать во тьме -
с ним будет свет жизни.
(Ин 7:37-52,8:12 РВ)
Священник Георгий Чистяков Проповедь на Пятидесятницу
«Я, - говорит Господь Иисус Христос, - Свет жизни, и тот, кто будет ходить во Мне, тот уже не будет во тьме, но будет иметь Свет жизни».
Не случайно, наверное, эти слова читаются во время Божественной Литургии в дни праздника Троицы, в первый воскресный день этого Великого праздника, когда мы вспоминаем о том, как сошёл на апостолов Дух Святой, как эти простые рыбаки, исполненные благодати Святого Духа, не только заговорили на разных языках, но для самых разных людей, для людей, таких не похожих друг на друга, для людей, казалось, таких далёких от Бога, стали носителями этого Божьего света, стали носителями Божьей правды, стали носителями той истины, которая открывает человеку глаза и делает его на самом деле другим.
И вот возникает вопрос: а мы?! Сегодня, через 19 с лишним веков после того, как впервые на апостолов сошёл Дух Святой, после того, как выступили они, каждый в свою сторону: кто на юг, кто на запад, кто на восток, а кто на север; после того, как они, а затем и их ученики, разбрелись по разным странам, проповедуя Слово Божье и неся этот Божий свет, свидетелями которого они были, этот Божий свет, о котором говорит нам Сам Господь, этот Божий свет, который освещает всё и просвещает всех, - через столько веков после события мы с вами, что мы можем сделать?! И как мы должны жить, чтобы быть настоящими христианами и чтобы быть учениками нашего Господа? Что мы должны делать? Должны ли мы быть христианами среди христиан или должны мы быть открыты всем?
Да, есть такая точка зрения, что вообще, наверное, лучше замкнуться в своём мире. Однажды, я помню, мне сказала одна, замечательная совершенно, пожилая женщина: «Вы знаете, я живу тихо, с неверующими людьми практически не общаюсь». Вот тут я ей сразу довольно резко сказал: как это так? Как это так - не общаюсь с неверующими людьми?! А зачем же мы тогда вообще живём на земле? Если мы не хотим общаться с неверующими людьми, значит, всё уже, наша жизнь закончена! Потому что, если мы христиане, мы не можем не нести этот свет Христов так же, как несли его апостолы!
Другое дело, что остаётся вопрос - как? Как нести его людям? И ответ на этот вопрос тоже, на самом деле, несложен, потому что он укоренён в многовековой истории нашей веры. Мы все имеем разные специальности, среди нас есть врачи, учителя, есть преподаватели высшей школы, есть работники библиотек, архивов, других разных научных заведений, есть музыканты, есть художники, есть архитекторы, музейные работники и т. д. Среди нас есть люди, которые работают, может быть, в какой-нибудь конторе или бюро, принимая посетителей или выдавая какие-нибудь справки и документы. И среди нас есть те, кто работает в сберкассе и других такого рода учреждениях, а может быть, в магазинах. Мало ли кто где работает, на какой фабрике, в разных местах - всего не перечислить. Но на каждом месте, на самом деле, мы можем быть христианами.
Есть заключительные слова 102-го псалма: «Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!»
Это замечательные слова из этого духоносного псалма, из псалма, который так соответствует сегодняшнему дню. Слова «на всяком месте», как-то прямо указывают, что Божие дело можно делать абсолютно везде и имея любую специальность. Главное заключается в том, чтобы нести людям свет Христов.
Причём, первая задача священников из всех задач наиболее проста, потому что в церковь приходят люди, как правило, уже нашедшие или почти нашедшие свой путь. На самом деле, очень не часто бывает, чтобы в церковь человек пришёл спорить со священником или искать истину на каком-то самом раннем этапе поисков, понимаете? В церковь люди уже приходят с готовыми идеями, как правило. Да, может быть, когда приходим в церковь в первый раз, ещё очень мало знаем, но мы уже сделали или почти сделали свой выбор.
А вот если люди работают в каких-то местах, на какой-то светской работе, то приходят иногда ещё до того, как они начали свои поиски. Приходят ещё так, где-то чувствуя, что этот свет светит, иногда его ощущая.
Я абсолютно уверен в том, что всякий человек, может быть, даже человек, который никогда, ни разу в жизни не задумывался о Боге, хотя бы раз в жизни пережил вот такое Богоявление, когда всё его существо вдруг залил свет, когда он что-то почувствовал. Но поскольку он о Боге ничего не знал, он и не понял даже, что это Бог, понимаете? Я об этом сказал как-то прихожанам лет 7 или 8 назад, по-моему, с этого самого места. И потом получил несколько писем, а кто-то рассказал на исповеди о том, что за много лет, за несколько десятилетий до того очень пожилые люди поверили в Бога, пришли в церковь, они, действительно, когда-то пережили вот такое явление света, и не знали, что это такое, и не могли понять, и никто им не объяснил, и в книжке они об этом не прочитали. А потом, через 20 или 25 лет, став христианами, поняли, чтo это было, вернее, Кто это был. Поняли, что это тот Божий свет, через который является нам Святая Троица, тот Божий свет, через который мы чувствуем действие Духа Святого в жизни.
И вот, где бы мы ни были и что бы мы ни делали, мы должны нести этот свет людям через наши слова, о чём бы ни были эти слова. Ведь и доктор, когда он делает какие-то наставления, даёт советы своему пациенту, если он верит в Бога, этот доктор, он, может быть, и не скажет ему слово «Бог», он и не посоветует ему пойти в церковь. Он так скажет, как надо принимать те или иные лекарства или каким образом построить режим жизни, что сумеет и через это передать тот свет, который всё-таки, надеюсь, сияет и в наших сердцах тоже, передать своему пациенту.
И художник на картинах может передать этот свет, и музыкант во время концерта, и учитель музыки во время урока, разбирая со своими учениками Рахманинова, или Баха, или «Детский альбом» Чайковского, что-нибудь самое простое, но может, на самом деле, передать вот эту главную весть, это главное знание, знание сердца - сказать о Боге, уча своему предмету. И это чрезвычайно важно, и это очень много, и это абсолютно необходимо.
Очень страшно, когда начинается клерикализация жизни, когда верующие все оказываются в церкви или в церковных учреждениях разного рода. А всё остальное - наука, культура, образование - остаются на долю неверующим людям. И, конечно же, нужны верующие священники и верующие церковнослужители, конечно же, нужны и абсолютно необходимы. Но не менее, а может быть, во много раз больше нужны верующие доктора, верующие уборщицы, верующие сотрудники самых различных учреждений и организаций, верующие учителя, в первую очередь, вообще, верующие люди, христиане, потому что именно на их долю выпадает какая-то первая проповедь.
Конечно же, никто не похвалит, если мы начнём, вместо того чтобы делать операции или лечить пациента, давать ему духовные советы. Это не входит в то, для чего мы приглашены на работу и за что нам платят зарплату. Но когда мы занимаемся с нашими пациентами, когда мы занимаемся с нашими учениками, когда мы делаем то, что нам вверено, мы можем передавать свет Христов, и радость о Боге, и чувство Божьего присутствия. Передавать от сердца к сердцу, передавать, помогая этим людям открывать на дорогах жизни пути добра.
Вспомните Ветхий Завет, вспомните из Второзакония, вспомните псалмы, где всё время говорится о двух путях - о пути зла и пути добра. И вот показать эти пути и помочь человеку, который ещё ничего не знает о Боге, человеку, которому ещё рано, может быть, говорить о Боге, потому что его надо как-то подготовить к этому, но показать ему, где начинается путь добра - это очень важное дело. Это то начало проповеди Евангелия, которое может сделать каждая или каждый из нас на своём месте. Поэтому давайте не будем расстраиваться оттого, что мы не все священники, не все работаем в воскресной школе, не все проповедуем Слово Божие, а заняты самыми разными делами. Потому что на каждом месте верующий человек может сделать очень много для другого. Иногда просто улыбкой, иногда добрыми словами.
Кроме того, какой огромный потенциал проповеди содержится в музыке, в искусстве, в литературе, в живописи, в архитектуре, во всём абсолютно. Куда ни глянь, везде Божие присутствие! Куда ни глянь, везде чувствуешь благодать Святого Духа. И, опять-таки, научить человека увидеть в культуре, в жизни, в том, что нас окружает, в природе, увидеть, что и здесь очень часто есть два пути. Это тоже абсолютно необходимо и удивительно в жизни.
Я всегда вспоминаю одну историю, которую мне рассказала много лет назад старая монахиня.. В 18-м или 19-м году, уже будучи тайной монахиней, она поступила в медицинский институт, или тогда - на медицинский факультет университета. И вот однажды она блестяще сделала какую-то лабораторную работу. К ней подошёл её профессор, блестящий медик, которого она очень любила и руководством которого очень дорожила, и, так иронически улыбаясь, как умели улыбаться люди начала века, сказал ей: «Ну что, видишь ты теперь, что Бога нет?» И она на это ему улыбнулась и сказала: «Нет, я вижу совсем другое. Я вот сейчас поняла, что значат слова "Вся премудростию сотворил еси". И этот скептик начала XX века, уже старый тогда профессор, улыбнулся, обнял её за плечи и, ничего не сказав, только слегка прижал её к себе. Тут непонятно, что кому в этот момент открылось: что пережил этот старик, что пережила она, почувствовав Божие присутствие вот в том научном анализе, который она сделала, работая с какой-то тканью животного или человека? Но очень важно, чтобы мы ощущали Божие присутствие в жизни, Божие присутствие во всём. И очень важно, чтобы мы абсолютно ненавязчиво, с огромным целомудрием (вспомните, как отец Александр Шмеман говорил, что целомудрие распространяется не только на интимную жизнь человека, но на все стороны нашей жизни) - повторю: чтобы мы с огромным целомудрием, благоговейно и в высшей степени деликатно, но передавали друг другу это радостное знание о том, как действует Дух Святой в нас с вами и вокруг нас в природе, как действует Дух Святой в истории и в жизни. И если мы будем радостно, трепетно, целомудренно и деликатно передавать это знание друг другу, значит, состоялась наша вера, вне зависимости от того, в какой сфере жизни мы работаем, вне зависимости от того, что мы делаем, какое у нас образование, самое высокое или начальное, вне зависимости от всего этого, состоится наша вера и состоится наша жизнь.
Вот что мне хотелось сказать вам, дорогие братья и сестры, в этот день, когда хочешь или не хочешь, но Божие присутствие ощущаешь как-то особенно. Вот что мне хотелось сказать вам в день Святой Троицы, в день сошествия Духа Святого на апостолов и учеников Христовых, а раз на учеников - значит, и на нас с вами.
И да благословит, да хранит, да укрепит вас Господь!
И, прежде чем завершить Божественную Литургию, давайте возьмём из чина Вечерни, которая будет совершаться после поздней обедни, молитвы, которые читаются в этот день на преклонении колен: молитвы, смысл которых сводится к тому, что коленопреклонение - это не выражение страха или рабского почитания, но радостного восторга и благоговения. Поэтому надо понять, что, наверное, те коленопреклонения, которые мы совершаем во время молитвы, когда обращаемся к Богу, они не имеют ничего общего с теми поклонами, которые клали в древности люди египетским фараонам, или царям у других народов, или прочим властителям, которые требовали проскинезы [
1], или поклонения. Вот то поклонение, которое воздаётся Богу, с этим не имеет ничего общего.
Поклонение владыкам - это какая-то своего рода пародия, карикатура на то, что принадлежит одному только Богу. Наше радостное поклонение выражает те чувства, удивительным образом переполняющие нас, те чувства, которые мы переживаем, когда чувствуем, что Бог рядом, что Бог здесь. Не там, в шатре лазурном, среди сияния иных миров, но с нами, здесь и теперь [
2]. Давайте подумаем сейчас об этом и, преклонив колена, будем славить Единого в Троице Бога.
С днём Пятидесятницы, с днём Сошествия Духа Святого на апостолов и учеников Христовых поздравляю вас, дорогие братья и сестры. Да хранит, да укрепит, да вразумит вас Господь!
Хочу ещё сказать, и вот отец настоятель просил собирать, насколько есть возможность у каждого и каждой из нас, возможности разные - от трёх рублей и до сравнительно больших сумм, на проект, который называется «Прозрение». Это Священное Писание для незрячих, для тех людей, кто не может читать, потому что потерял зрение. Это на всю Россию разрабатываемый Российским Библейским обществом новый проект. Он будет делаться на пожертвования, которые в разных местах будут собираться. Ну вот, мы надеемся, что вы, братья и сестры, примете в этом участие.
Бог вас благословит!
3 июня 2001
[1] Греч. proskynese - «распростертое положение в знак особого почитания, прострация».
[2] Цитируется стихотворение В.С.Соловьёва
Поздравление с Праздником
Сошествия Святого Духа
Менее, чем за месяц до своей смерти отец Георгий написал из больницы обращение к своим прихожанам и духовным детям, поздравление с Праздником Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа. Оно было прислано на сайт церкви святых Космы и Дамиана damian.ru и опубликовано там 27 мая 2007 года.
Дорогие друзья! Братья и сёстры!
С большой радостью поздравляю вас всех с чудесным праздником Пятидесятницы и молитвенно желаю, чтобы Дух Святой действительно приходил к нам и омывал наши сердца лучами Своего сияния. В этот день мне хочется особенно сказать вам, как во время болезни глубоко и по-новому я понял слова апостола Павла “Всегда радуйтесь!”. Радость, которую “никто не отнимет от вас”, это особенный дар, который Иисус даровал нам, христианам, как говорится в Его прощальной беседе с учениками в Евангелии от Иоанна.
Радость, поистине делает нас другими людьми, новыми людьми, которые все переживают по-новому. Нельзя заставить себя радоваться даже самыми сверхчеловеческими усилиями воли. Радость - это действительно дар, поэтому будем благодарить Бога за то, что мы одарены Им радостью. На некоторых иконах Пресвятая Дева Богородица изображается вместе с апостолами в момент, когда на всех на них сошел Дух Святой в виде огненных языков. Я очень люблю такие иконы, потому что действие Духа Святого на нас - это еще и дар, который мы получаем по молитвам Пресвятой Девы. Поэтому будем всегда обращаться к ней со словами “Богородице, Дево, радуйся” и искренне сознавая, что Она, Матерь Божия, есть Мать каждого и каждой из нас, ни на минуту не забывающая о своих детях.
Да хранит вас всех Господь, ваш брат иерей Георгий Чистяков.
Священник Георгий Чистяков: "До преподобного Сергия, назвавшего свою обитель именем Святой Троицы, на Руси подобных храмов и монастырей почти не было. После Сергия они появляются во множестве. Дело в том, что на христианском Востоке (как у греков и арабов, так и на Руси) храмы и монастыри возводятся в честь праздников литургического календаря Рождества Христова, Епифании или Богоявления, Благовещения и т.д. Праздника Св. Троицы в календаре Восточной Церкви нет. В народе Троицыным днем называют 8-е воскресенье после Пасхи, которое на церковном языке именуется днем Пятидесятницы или Сошествия Св. Духа на Апостолов. Но это название никоим образом не зафиксировано ни в Уставе, ни в богослужебных текстах, ни в церковном календаре.
Таким образом, Сергий, вопреки установившейся традиции, называет свой монастырь не в честь праздника, а в честь самой Святой Троицы, во имя в Троице прославляемого Бога - Отца, Сына и Св. Духа
>> Полностью:
http://tapirr.com/ekklesia/chistyakov/razm_sevang/svyatoy_i_ego.htm +
"Дух Святой сходит и обновляет до таких глубин души, которые неведомы нам самим.
Наверное, в такой замечательный день, когда мы переживаем , как и на нас с вами сходит Дух Святой и омывает своею благодатью,
не стоит говорить о своих грехах, не стоит говорить о своих пороках.
Но очень важно в этот день просить у Бога мужества, что бы преодолевать наши грехи и наши слабости, что бы вырастать из них..
Это самый великий дар , который мы получаем от Бога - дар Духа Святого" (Из видео, на сегодняшний день недоступного)