Илья Аронович Забежинский:
"Если выбирать между "причащаться" или "не причащаться", я думаю, лучше выбирать причащаться.
Я ни в коем случае не про то, что мы там имеем какое-то право на что-то... Ничего мы не имеем. Или что нам кто-то что-то должен... Ничего нам никто не должен. Я про себя думаю. Христос - это жизнь. Одно и то же. Без Христа жизни нет. Это воздух. Это дыхание. Причащаться - как дышать.
Да, надо готовиться, Церковь считает, хорошо тебе человек - подготовиться. Лучше тебе, человек, если ты подготовишься, если молитвы почитаешь, которые тебя настроят на покаянный лад и на встречу с Христом. Хорошо тебе так же и исповедаться.
Это так же, как мыться. Родители говорят ребенку, мойся чаще. Утром мойся, днем, вечером, прежде, чем к трапезе приступить, мойся особо. Почему? Потому что хорошо быть человеку чистым. Но если ты не помоешься, не скажут ли тебе родители, теперь и не дыши? Или сам ты для себя решишь. Ой, чего-то я вчера не помылся, сегодня поэтому дышать не буду. Я вчера молитвы не прочитал. Сегодня причащаться не пойду. Ну и не дыши тогда.
Слышал такой аргумент. Мол, правило не прочитал, это как без брачной одежды на Пир. И что? Кто-то серьезно о себе полагает, что три канона плюс еще канон и десять молитв - это и есть брачная одежда? То есть прочитал и двери Пира тебе открыты? И ангелы не выбросят тебя вон туда, где плачь и скрежет зубовный?
Это Богу надо? Эти самые три плюс один и плюс десять, они Богу нужны? Да не надо это Богу. Это мне надо. Это человеку надо. Ну и дайте человеку самому решать.
Господь зовет на Трапезу. Как можно не пойти? Господь протягивает тебе Тело и Кровь Свою, Всего Себя тебе дает, а ты отказываешься?
Да хоть бы ты вчера прочитал, чего надо или не прочитал... Не прочитал - ты сам проиграл от этого. Но это не значит, что шлагбаум перед твоим носом закрылся. И никто того шлагбаума не имеет права перед тобой закрывать, если ты с вечера никого не убил и жене не изменил. Единственный повод не идти тебе к чаше, кроме смертного нераскаянного греха - это твоя собственная уверенность, что ты имеешь на это право. А вот если знаешь, что не прочитал, не потрудился, что расхлябанность твоя вопиет к небу, что лень твоя овладела тобою, что мир этот заполняет все уголки души твоей и голова твоя забита чем угодно, только не Христом. То чего тебе делать?
Да ничего, кроме как "Господи помоги!" И за волосы себя, как барон Мюнхгаузен. И тащи, тащи себя к чаше. Тащи изо всех своих последних сил. Как дышать будешь до самого своего последнего конца, так и без Христа не моги.