Jun 09, 2016 01:32
Петр Мещеринов пишет:
Поскольку догмат о Церкви Церковью не определён, то, пока не будет такового определения, свобода размышлений тут вполне допустима.
Вот один из вариантов таких размышлений. 9-й член Символа веры даёт четыре определения Церкви: "Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь".
"Едину" - по-русски: "одну". Тут не надо усложнять и накручивать смыслы: Церковь Христова одна, не может быть нескольких Церквей.
"Святую" - это значит: исполненную Святым Духом, имеющую в себе святость Святого Духа, выявляющую её и живущую ею. Но Церковь - это христиане; не может быть такого, чтобы христиане существовали реально, а Церковь - абстрактно, отвлечённо. Рассуждаем дальше: мы знаем, что гордость, жестокость, блуд, сребролюбие, глупость (в нравственном смысле слова) и проч. со Святым Духом несовместимы. Значит, и делатели этих качеств и носители их с Церковью несовместимы. Это и чин Таинства Покаяния с ясностью утверждает. Следовательно, когда, скажем, некий епископ (да и любой член Церкви, но для наглядности возьмём епископа) ведёт блудную жизнь, с жестокостью обирает своих попов, вместо Христа проповедует что-то иное, будь то в церковной, общественной или какой-либо иной сфере, и проч. - то всё это Церковью не является. Изменит епископ свой образ жизни и пастырства - будет Церковью, опять же, в полном соответствии с тем, о чём говорит нам Таинство Покаяния.
"Соборную" - перевод слова "кафолическая". Тут тоже не нужно усложнять. "Кафолическая" значит "общая для всех", "охватывающая все времена и все пространства". То есть верующие, подлинным образом исполненные во Христе Святым Духом, не зависят от пространственного, временного и проч. внешнего положения той поместной Церкви, в которой они оказались в силу времени, места и проч. условий своего земного существования.
И, наконец, "апостольскую" - это тоже просто: это Церковь, "назданная (?) на основании Апостолов (и Пророков)", Еф. 2, 20, а не на основании "преданий старцев" и "заповедей, учений человеческих".
Но разве это - не учение о Невидимой Церкви, как его понимали ранние протестанты (не теория ветвей)? Богословы! что скажете? насколько законны и уместны такие подходы? и если нет, то почему? и что можно на это возразить по существу?"
церковь,
вселенская церковь