Как в СССР поступали с ветеранами

May 10, 2016 20:52



Рассказ моего друга Олега, внука фронтовика: "Мой дед воевал во Второй мировой, был тяжело ранен под Сталинградом и умер более двадцати лет назад. День Победы у меня ассоциируется с печалью, с воспоминаниями о той боли, которую пережили наши предки для нашего светлого будущего. И я не понимаю тех фееричности и размаха, с которыми каждый год всё размашистее отмечается этот день. Больше всего меня возмущает то, что из ветеранов сделали коммерческий тренд, они стали некоего рода заложниками своего положения".

"По телевизору на 9 мая всегда показывают серию фильмов про ТУ войну. Но один фильм вам не покажут никогда. Точнее, его показывали в 2010 году, но сразу после выхода он пропал с экранов. Да и в интернете осталось не так много ресурсов, где он доступен. Называется он "Бунт палачей".

В фильме рассказывается про то, как в послевоенные годы многих ветеранов-инвалидов решили просто "убрать", чтоб они своим видом не портили в городах картинку счастливой социалистической жизни. Вы спросите, неужели такое могло быть в стране, которая заплатила такую дорогую цену за свою победу? Думаю, мы этого не узнаем никогда. Но к сожалению, другой факт действительно имеет место в нашей истории. Факт массового вывоза ветеранов-инвалидов за городскую черту, который случился в 1949 году, к 70-летию Сталина.

На самом деле отлавливали их с 1946 года и вплоть до хрущевского времени. Можно найти доклады самому Хрущеву о том, сколько безногих и безруких попрошаек в орденах задержано, например, на железной дороге. И цифры там многотысячные. Вот, к примеру, документ № 06778, в котором министр МВД Круглов докладывает 20 февраля 1954 года Маленкову и Хрущеву, что "во втором полугодии 1951 года задержано 107 766 нищих, в 1952 году - 156 817, а в 1953 году - 182 342. Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%".

Достоверно так же известно о существовании специально созданных интернатов для задержанных инвалидов-ветеранов, в которых они де-факто, переводились в статус ЗэКа. Наиболее известно о существовании такого "заведения" на острове Валаам.

Остров Валаам - место одного из самых бесчеловечных экспериментов власти народа-освободителя от фашистских захватчиков. Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов - самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним, но самым известным из десятков мест ссылки инвалидов войны. Это очень известная история. Жаль, что большинство "патриотов" в России этого не знают.

По свидетельствам оставшихся в живых очевидцев, в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники сделали себе карьеру, рисуя героев, которых закрыли доживать свои дни здесь. Один из них художник Геннадий Добров, рисунки которого не возможно смотреть без слез. (см. ниже) Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория - там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении "отбросы общества". Ссылали не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, зато увешанные наградами.

Суть этих интернатов была в том, чтоб по-тихому спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее. Ни о какой медицинской помощи не могло быть и речи, а то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, разворовывалось практически полностью.
В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого "позора". Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Не под силу понять меру беспредельного отчаяния, которое охватывало людей, оказавшихся тут. Ведь даже в самой страшной тюрьме узники вынашивают надежду хоть когда-то увидеть свободу. Но с таких мест выход был только один - в могилу. И некоторые обыватели с нетерпением ждали его.
Как ни крути, но это, пожалуй, одна из самых грустных страниц памяти про войну, которую мы предпочитаем не вспоминать.

Советский союз распался, Россия провозгласила себя его правонаследницей. И что мы видим каждый день на 9 мая? Такое впечатление, что наши ветераны обратили время в спять! С каждым днем на них все новее форма, все больше наград, а сами они выглядят все моложе. Вам не кажется, что перед нами какие-то актеры, которых облачили в форму победителей чисто для того, чтоб народу это нравилось?

Народу это нравится, не спорю. Это его героическое прошлое. Но какое право мы имеем так поступать, по отношению к тем людям, которые действительно отдали свое здоровье и жизнь за победу. И не надо упираться, мол, все это злой вымысел автора. Посудите сами: люди, которые прошли нечеловеческие условия войны, недоедали, мерзли, болели, большинство из них было ранено хоть раз, многие тяжело. Стали калеками. Как вы думаете, это придало им здоровья и долголетия? На дворе 2016 год, 71 год назад окончилась война. Даже если учесть, что кое-кто окончил ее в возрасте 18 лет, то самому молодому ветерану на сегодняшний день 91 год. Это именно тот, кто воевал, а не был ребенком. То есть тот, кто по праву может носить боевые награды. А теперь посмотрите, кого каждый год поздравляют на Красной площади? Вы верите, что им 90 лет?

Люди, не обманывайте себя. И не отрекайтесь от тех, кто действительно должен остаться в нашей памяти как герои. Представьте, как бы они сейчас смотрели на все это бурное празднование? Ведь не даром для них день победы был со слезами на глазах. Со слезами не только радости, а и пережитого горя и страданий…
Цель данного материала не в том, чтобы побудить споры или обсуждения серди "ура-патриотов" или "националпредателей". Нет, этот материал - чтобы помнили. С уважением к павшим молча. С уважением к пережившим ужас войны. С уважением к их горю, которое не дает нам морального права на показательную радость в этот день…"

источник

**

Рисунки  Геннадия Доброва

Эту серию художник рисовал в 70-е годы - на Валааме, в Бахчисарае, в родном Омске, на Сахалине и в Армении. Он знакомился с инвалидами, которых встречал на улицах, он добивался того, чтобы его пустили в страшные интернаты для тех, с кем война обошлась особенно жестоко. И рисовал. Чтобы мы сейчас могли посмотреть в живые лица этих людей.

«Автографы войны» не брали на советские выставки - слишком жутко и непатриотично. Доброва даже называли фашистом, наслаждающимся страданиями людей. Конечно, куда проще было делать вид, что инвалидов, разжеванных и выплюнутых войной, практически и нет.

Лишь в 1986 году Доброву разрешили провести однодневную персональную выставку, а потом были вынуждены скрепя сердце продлить ее еще на два дня. Посетители текли в выставочный зал непрекращающейся рекой, а выходили в слезах. В итоге художник получил за «Автографы» медаль «Борцу за мир», а вся серия была приобретена Музеем на Поклонной горе.

Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть. Рисунок сделан в интернате на острове Валаам в 1974 году. В госпиталях и интернатах таких, как этот неизвестный, называли «Самовар».



Оба опалены войной. И город-герой Волгоград, и бывшая фронтовая радистка Юлия Еманова.



Герой-моряк Алексей Чхеидзе в 1945 году спас от взрыва Королевский дворец Будапешта. Почти все его соратники погибли. Алексей Чхеидзе, чудом выживший, перенесший несколько операций, с ампутированными руками, ослепший, почти полностью потерявший слух, находил в себе силы пошутить, называя себя «человеком-протезом».



Бывший пехотинец Александр Амбаров, защищавший осажденный нацистами Ленинград. Дважды во время ожесточенных бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись, он снова шел в бой.



Василий Лобачев оборонял Москву, был ранен. Из-за гангрены ему ампутировали руки и ноги. Его жена Лидия тоже потеряла обе ноги. У них родилось двое сыновей.



Эта женщина не была на фронте. За два дня до войны ее мужа-военного отправили в Брестскую крепость. Она тоже должна была поехать туда чуть позже. Услышав по радио о начале войны, она упала в обморок - лицом в горящую печь. Ее мужа, как она догадалась, уже не было в живых. Когда Добров рисовал ее, она пела ему народные песни.



Москвич Борис Милеев потерял на войне руки, но не смирился с судьбой инвалида. Научился печатать на машинке и много лет трудился, выполняя машинописные работы.



Москвич Михаил Кокеткин был на фронте воздушным десантником. В результате тяжелого ранения лишился обеих ног. За героизм на фронте был награжден тремя орденами, за мирный труд у него тоже орден - «Знак почета».



Михаил Звездочкин с паховой грыжей добровольцем ушел на фронт. Был инвалидом, но скрыл это. Командовал артиллерийским расчетом. Войну закончил в Берлине.



Лишенный обеих рук Владимир Еремин из подмосковного поселка Кучино не только научился писать ногами, но и окончил после войны юридический техникум.



Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали медаль «За оборону Сталинграда» «Там был ад, но мы выстояли»



На рисунке изображен Георгий Зотов, инвалид войны из подмосковного села Фенино. Листая подшивки газет военных лет, ветеран мысленно вновь обращается к прошлому.



В ожесточенном бою был тяжело ранен солдат Андрей Фоминых из дальневосточного города Южно-Сахалинска. Прошли годы, его рана так и не зажила.



Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Ему довелось участвовать в трех войнах: русско-японской, Первой мировой, Великой Отечественной.



Москвич Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде. После изгнания фашистских оккупантов с территории СССР сражался с врагами в армии.



Рисунок, сделанный по воспоминаниям первых послевоенных лет, изображает безумного инвалида войны, которого 9-летний Геннадий Добров видел в Сибири в 1946 году. Говорят, самое преступное - отнять у человека разум. Война отняла его.



Михаил Гусельников, бывший рядовой 712-й стрелковой бригады, сражавшейся на Ленинградском фронте. 28 января 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда солдат получил ранение в позвоночник. С тех пор был прикован к постели.



Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Стал офицером. В Карелии был ранен пулей в голову навылет. На острове Валаам, на Ладожском озере, жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках.

Критик Т. Никитина писала о работах Геннадия Доброва:

«Он брал вещи, которых другие даже боялись касаться, вещи, которые не только находились вне сферы искусства, но противолежали искусству; он брал страшное, увечное, почти безобразное, - и делал это бесстрашно, как хирург бесстрашно входит в палату с тяжелоранеными. Своим материалом он избрал человеческое страдание: судьбы инвалидов войны, жертв геноцида, нищету, обездоленность, безумие. Он заглядывал в глаза немых, юродивых, безымянных, потерявших все, даже прошлое, в глаза стариков и детей, изувеченных войнами, - и видел в них величие и красоту, истинный масштаб человека, его суть, открывающуюся именно в громадности страдания».



Источник

хрущёв, ссср, графика, сталин, ветераны, 9 мая

Previous post Next post
Up