Роман Наумов свёл в одно место для памяти большую часть материалов, связанных с недавним статистическим исследованием на православных приходах
“Подавляющее большинство наших прихожан-мирян (значительно более 90%) не воспринимает и не понимает словесного содержания богослужения, и этим не обеспокоены ни они сами, ни священство. Наиболее активные и постоянные прихожане знают отдельные главные постоянные богослужебные молитвословия, но, как показал опрос, это совершенно не значит, что все они глубоко проникают в их смысл, и что смысл глубоко проникает в них. Вне полноты восприятия оказываются все переменные молитвословия, но самое непростительное - слово Священного Писания.
Если при чтении Евангелия многие стоящие в храме миряне (хотя полагаю, что не большинство) еще понимают общий смысл отрывка, то Апостол и паримии практически полностью оказываются вне богослужебного восприятия - это лишь время для главопреклонного стояния и наслаждения распевным речитативом и финальным взыгранием голоса протодьякона или чтеца.
Хотя когда Евангелие читается лицом к престолу в алтаре, то и оно оказывается лишь тем же музыкальным звуком, прослушиваемым главопреклонно, в котором с огромным трудом можно уловить отдельные слова. Также и каноны с сопровождающими их молитвословиями, также и стихиры - лишь благочестивый фон для помазания, прикладывания к иконам и каких-то индивидуальных молитв.” ( Ольга Шкарина. Понимание богослужения мирянами. Социологическое исследование, посвященного выявлению полноты понимания богослужения мирянами и участия в нем прихожан)
Полный текст (большой) исследования:
http://www.bogoslov.ru/text/4885339.html Комментарии:
Игум. Пётр (Мещеринов):
“Статья, как говорится, "многобукаф". А обсуждение, особенно "отмежевание" Батюшки Начальства, так вообще очень характерно. Да и всё там прекрасно. Ну и дискуссия в сети, понятно, предсказуема до буквы, до последнего аргумента. Но на самом деле - а что же мы уже четверть века всё это обсуждаем-обсуждаем, а воз и ныне там? Ответ (имхо, разумеется): здесь срабатывают гораздо более глубокие вещи, чем просто "необъяснимая пассивность духовенства". Здесь мы сталкиваемся с инстинктом самосохранения самой церкви ("церкви-двойника" по Фуделю, "человеческой церкви" по Вайгелю, или как её ни называй). Если богослужение сделать понятным, если все его уразумеют, то обнаружится, что 80% этих самых богослужебных текстов - это как минимум мучительное бездарное византийское (или византийско-подражательное) пусто- и многословие. Затем выяснится, что содержание многих текстов... ну скажем так, далеко от Духа Христова.
"Божия Матерь погубляет не чтущих образ Ея" (икос службы Казанской ик. Б.М.). Пресвятая Богородица кого-то погубляет - нормально, да? Затем выявится, что чуть ли не большинство событий, на которых основаны службы, представляют собой "негодные и бабьи басни", по слову Ап. Павла (вплоть до двунадесятых праздников: Введение, всё, что связано с историей св. Симеона Богоприимца в Сретеньи и т.д.).
Потом обнаружится, что ряд Ев. и Ап. чтений воскресных дней составлен из рук вон плохо: о мистико-этическом учении христианства почти нет повода проповедовать, всё чудеса да беснования, вдобавок ещё повторяемые несколько раз в году (гадаринские бесноватые дважды прочитываются за год - это, конечно, самый важный эпизод Евангелия... и т.п.). Потом ещё более существенные вещи выяснятся. Оказывается, в Новом Завете-то, если его начнут слушать, не обнаружится призыва выстаивать многочасовые службы, но обнаружится побуждение к совсем иным вещам... я тут, пожалуй, остановлюсь, а то уже наговорил на обвинение в ереси, по нынешним-то временам... Кратко сказать: нельзя, нельзя ничего трогать. Одно тронешь - посыпется всё. И это все (я имею в виду думающих клириков и мирян) если не осознают, то чувствуют. И понимают, в числе прочего, что если осыпется, то заменить-то чем? Самый настоящий инстинкт самосохранения...”
https://www.facebook.com/igpetr/pos... Прот. Андрей Дудченко: “Очень интересное исследование студентки богословского факультета ПСТГУ. В результате опросов прихожан в самых разных храмах Москвы выяснилось (хотя мы это и так знали или догадывались, верно?), что "подавляющее большинство наших прихожан-мирян (значительно более 90%) не воспринимает и не понимает словесного содержания богослужения, и этим не обеспокоены ни они сами, ни священство." Обратите внимание: это не опрос на улице среди всех тех, кто считает себя православным - это опрос прихожан. Вдумайтесь: разве это не ужас и не кошмар? Кричать хочется. Церковный корабль плывет во мраке. Ведь Писание не является светом нашей жизни. Как же так получилось, что после многих лет "церковного возрождения" кризис литургии, богословия и благочестия в Церкви не только не исчез, но стал еще глубже?”
https://www.facebook.com/a.dudchenk... Прот. Андрей Дудченко:
“Статья как бальзам на душу, хотя, конечно, местами автора сильно захлестывают эмоции, которые не всегда полезны. Но читающего тоже они захлестывают, ведь на самом деле мы и без статьи знаем, что кризис у нас глубочайший, и он только усугубляется с годами, за редкими исключениями. Разумеется, хотелось бы больших научных данных в статье и большей репрезентативности”.
Иером. Агапий (Жировицкий монастырь):
“Я знаю немало духовенства, из числа "нового поколения", т. е. выросших не в советское время, которое вполне осознает необходимость - скорее, не перевода на русский, я русификации церк.-слав. языка. Но - они полностью зависят от епископата. А в епископате, насколько понимаю, бытует немалый страх перед расколом "справа". В самом деле, среди активных мирян и монашествующих (особенно женского пола) есть немало "ригористов", которые поднимают шум на всю округу за малейшие попытки хоть как-то оздоровить богослужебную практику. Почему-то боятся именно их, а не потери массы новых потенциальных христиан. Вообще, здесь я вижу глубокие, в первую очередь психологические проблемы - в самих побудительных причинах прихода в храм, в монастырь... Нет конфессиональных империй... Да в том то и дело, что для определенного - и очень крикливого - процента, православие - это "кусочек" то ли XVI-го, то ли XVII-го века, процента, который живет мечтой "вернуться в прошлое". Я служу в соборе, где за чином всенощного бдения собирается много - своих и из окрестных деревень - священников.
Так вот. По моим давним наблюдением, подавляющему для подавляющего большинства богослужение - всего лишь "фон" для личных дел - поминания, с выниманием частиц, своих синодиков, исповеди, решения административно-хозяйственных вопросов - и просто "дружеских бесед". С перерывом на выход на полиелей. Церковно-славянский язык, в таком случае - прекрасная защита от смысла богослужения, чтобы оно ни к чему не побуждало, ничего не будило. Этот пункт связан с предыдущим. В нынешней практике чины богослужения, по своему смыслу относящиеся к определенному времени суток, давно "сбиты" в кучу, без всякой на это оглядки. И, если сделать язык служб понятным - бессмыслица богослужебных текстов, оторванных от своего места, станет слишком наглядной. Каково будет тогда читать, где-то в районе 19.00, в Светильничных молитвах - "к Тебе утреннюем"? Или, как сейчас, в Великом Посту, вечерня совершается утром, и что-то около полдевятого утра поется "Пришедше на запад Солнца". Попробуйте ка по-русски, со смыслом))) А славянизмы - помогают "не видеть" несуразицу. Т. о., проблема выходит далеко за пределы вопроса о понятности языка. Если его начать как-то решать - он столько за собой потянет...”
UPD
И в продолжение темы.
Без автора, ибо подзамочное:
"Каждый раз, когда наступает Страстная неделя, ловлю себя на том, что, участвуя в службах, вслушиваясь в слова чтений и песнопений, ощущаю как бы раздвоение сознания. С одной стороны - евангельские тексты синоптиков, эти краткие репортажи с места событий и повествование Иоанна, передающее глубочайшие по мысли слова Христа, которые требуют изучения и истолкования.
А с другой стороны, в распеваемых на гласы текстах византийских гимнографов, вместо интерпритации евангельской истории, охота на Иуду, ставшего главным персонажем богослужебного действа, и травля иудеев, всех скопом, безотносительно того, к кому в данном конкретном эпизоде относится этот термин. Всю службу приходится закрываться и увёртываться от злобного духа этих песнопений"