Торжество кликуш

Mar 11, 2016 22:11



Пишет достопочтенный отец 3axap_kap_kap в Торжество кликуш

"Кто бы мог подумать, что, в Россию может вернуться ХVII век с одной из самых уродливых форм народного благочестия- кликушеством?Очевидно, что кликушество и не исчезало вовсе, а просто в современных условиях видоизменилось. По народным представлениям, тогдашним и нынешним, во время припадка кликуша говорит от имени дьявола, и поэтому от неё можно получить в этот момент предсказание, узнать о пропажах, зложелателях и получить подтверждение "истинности". В 1866 году кликушество оценивали скорее позитивно, чем негативно: «Этим явлением торжественно подтверждается истинность св. тайн православной кафолической нашей Церкви» (Петров А., свящ. Кликуши // Странник. 1866. Октябрь. Отд. V. С. 2.). Такое же впечатление в монастырях могут производить т.н. "отчитки" и пламенные старцы, их проводящие.

Считалось, что болезнь кликуши возникает как результат порчи, и поэтому в припадке она выкрикивает имя того человека, который «напустил» на неё болезнь. По этой причине в XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же кликуш только отчитывали. В XVIII веке к ответственности стали привлекать самих кликуш (Пётр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей). Указ 1715 года:«ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать» (то есть допрашивать под пыткой). Указом 1716 года и Духовным регламентом 1721 года розыск кликуш и передача их гражданскому суду были возложены на архиереев. Указ 1737 года отметил «в Москве являются по церквям и монастырям кликуши которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются» и подтвердил обязанность архиереев по их розыску, а за недонесение о кликушах установил лишение их священного сана.

"Не подлежит сомнению, что психическая сторона т. н. порчи и кликушества, как и бесноватости, черпает свои особенности в своеобразных суевериях и религиозных верованиях народа". В. М. Бехтерев, «Внушение и его роль в общественной жизни», 1898-1925 г.

"По мнению председателя Комитета по этике и защите профессиональных прав Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги профессора Б.Е.Егорова, "Во все времена кликушам необходимо было общественное место, где при стечении народа они могли бы выкликать свои обиды и бессознательные переживания. Как правило, кликуши обитали и выкликали рядом с церковью. Для кликуш необходимо иметь, прежде всего, внимание со стороны приходящих в церковь людей... Попытка уничтожения церкви и дальнейшее подчинение ее новым советским властям вынуждает кликуш искать другую идеологическую организацию, на фоне которой они имели бы возможность выкликать. Ведь кликуши-истерики имеют значительные преимущества в приспособлении к изменяющимся социальным условиям".

Профессор Егоров считает, что кликуши есть не только среди женщин, но и среди мужчин, однако если женское кликушество носит в основном бытовой характер, то "истерия-кликушество у мужчин приобретает социально-приемлемые формы, но по своим проявлениям обладает более страшными последствиями". Согласно остроумной теории Егорова, после октябрьского переворота кликуши-мужчины превратились в партийных и государственных деятелей: "Наиболее крикливые кликуши всех побеждали и становились во главе религиозной первичной организации (парт. ячейки). Дальнейший социальный рост кликуш зависел от наличия нахрапистости, от безнравственности, от наличия серости и т.д.". (Владимир Немира. Заразное национальное помешательство)

Теперь, оставив позади "тишайшее" правление Патриарха Алексия II, никак не реагировавшего на подобную форму народного благочестия, вылившуюся в невиданные доселе суеверия, а также давление на епископат Церкви с требованием канонизации тех или иных представителей воинствующего православия, которые (или же их жития и учения) были симпатичны некоторым нашим истеричным соотечественникам, мы сталкиваемся с беспрецедентным, по наглости и открытости, вмешательством т.н. "ревнителей благочестия", а по сути, православными кликушами, в церковное управление и политику.

Мало того, что эти "ревнители" уже более двадцати лет пытаются учить нас, что нам читать (думаю, читатель уже догадался о каком труде какого святого речь) и по каким лекалам строить нам нашу исповедь. В последнем весьма преуспел священник Алексий Мороз, автор незабываемой книги "Исповедаю грех, батюшка". Эта книга, основанная на интерполяции методом ближайшего соседа, (ну не самого же батюшки Мороза, в самом деле!), причём, соседа явно нездорового, с девиантным поведением, многое рассказала о том, в каком мире пребывает её автор. Теперь батюшка Мороз возглавил всех озабоченных и не только судьбами православия, а попросту, стал знаменосцем кликуш обоего полу. Чего стоят последние слова его:

"Я уже 35 лет служу в Церкви, и могу засвидетельствовать, что та Церковь была совершенно другая. Отсутствовала симония, которая просто поглотила нашу Церковь. С момента прихода владыки Кирилла, симония просто захлестнула нашу Церковь:
поставления в епископы, передвижения на кафедры, на приходы происходят исключительно только за деньги! Страшная бюрократизация Церкви: огромное количество документов, никому ненужных бумаг, составлением которых священник просто задавлен. Вплоть до предоставления в епархию адресов спонсоров и активных прихожан. Полная ликвидация соборности в нашей Церкви - теперь приход, согласно новому Уставу РПЦ, который кстати даже не зарегистрирован в Минюсте, приход вообще ничто. Вся власть принадлежит Его Святейшеству и архиерейскому собору. Мы с очевидностью наблюдаем, как вердикт о примате римского папы действует в нашей православной Церкви. Даже на архиерейском соборе архиереям выражавшим тревогу затыкали рты:"Молчите - за вас уже все решили!" - Это ли не новый папа? И не от этого ли такое отношение к народу, такое количество развращения, содомии в нашей высшей иерархии? Не от этого ли такое отношение "князей Церкви" к священникам? Священник на сегодняшний день абсолютно бесправен.
Итак, мы видим, что за семь лет патриаршества, было выстроена целая здание, целая система по примату папской власти, когда един единственный в православной Церкви человек решает все и за всех. Уничтожен дух соборности, уничтожено бескорыстие, уничтожена забота о пастве, и вместо этого воцарился чиновничий и административный дух... Происходящие в нашей Церкви события катастрофичны!"

Несомненно, во многом прав священник Алексий Мороз. И про бюрократизацию, и про административный дух. Но в одном он, как минимум, лукавит: симония в Церкви началась не с приходом патриарха Кирилла и не с его уходом она прекратится, если прекратится вообще. Я помню начало девяностых, когда правящий архиерей выгребал из приходов всё до последней копейки, а священнику, который сетовал на безденежье, кричал в телефонную трубку: "Бери кружку, иди по базару!". А от другого священника, который перестал брать плату за крещение, владыка попросту избавился. И этот архиерей был любимцем покойного Патриарха, и этот архиерей уже однажды возражал тогда ещё митрополиту Кириллу, обвиняя в экуменизме (в предательстве обвинить смелости не хватило). Так что, батюшка дорогой, не надо всё валить на одного человека.

А теперь вернёмся к нашим кликушам. Их, на самом деле, даже распознавать нет нужды, лексикон "яве их творит". Запишем, для наглядности, в столбик:

- ересь экуменизма,
- есть предательство православия,
- старцы говорят,
- кругом враги,
- опасность неообновленчества,
- но мы тут сохранили,
- Москву, Третий Рим,
- к приходу антихриста

Эти сумасшедшие носятся со своими безумными идеями и смущают паству, отвлекают людей от добрых дел и молитвы, распространяют газету "Москва- Третий Рим, сеют суеверия и вражду между верующих, недоверие к архиереям (что не всегда плохо, конечно) и противопоставление старцев этим архиереям и ждут, исправно и с завидным нетерпением ждут прихода антихриста, а некоторые, особенно ретивые, даже проповедуют его.

Не потому ли эти православные кликуши так ненавидят Петра Первого и называют его слугой антихриста за то, что сильной рукой заставил эту форму народного благочестия познать своё место, подтвердив обязанность архиереев по розыску этих самых кликуш, а за недонесение об этих смутьянах установил лишение их, князей церковных, священного сана? Что же мы видим на примере последних двадцати пяти- тридцати лет? Архиереи , а вслед за ними и попы, вздумали заигрывать с народом, причем, не с самыми лучшими его представителями, в надежде, что эта толпа кликуш их прославит. Что ж? Она вас и "прославляет" теперь. А попы некоторые- молодцы. Смекнули, как карьеру сделать. А на плечах кликуш. Вот вам и батюшка Мороз, вот вам и птичка певчая Чибрик, а вот и мифический Василиск."

карикатуры, фарисейство, церковь сегодня, лжебратия, fool, патриарх, церковный юмор, психиатрия, экуменизм, раскол, симония

Previous post Next post
Up