Владимир Шолох пишет
Крещенское.
О том, зачем безгрешному Иисусу нужно было наравне с грешниками принимать крещение покаяния, недоумевал еще Иоанн Креститель: «Мне нужно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3.14). Ответ Иисуса не объяснил, зачем это было нужно, Он сказал лишь то, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3.15). Под «всякой правдой», по-видимому, нужно понимать какой-то замысел Божий, пусть и непонятный. За эту таинственную завесу цели крещения Христа в Иордане пытались проникнуть многие умы древности, и хоть их немногочисленные догадки подчас были противоречивыми, все они вошли в богослужение праздника Богоявления и ближайших к нему дней. Вот они:
• Христос пришел смыть в водах Иордана принятые Им на Себя грехи Адама и всего человечества.
• Он сошел в воду, чтобы принять на Себя смытые в нее грехи других людей, а потом истребить их на кресте.
• Он сошел в воды, чтобы истребить гнездящихся в них «змиев» (отсылка к древнему еврейскому образу больших вод как символу жилища бесов).
• Своим крещением Господь очистил воду, которая теперь становится способной возрождать верующих в Него к жизни вечной; этим Он полагает начало обновлению человечества в другом по существу христианском крещении.
• Христос Своим крещением не получает чистоту и прощение грехов, но дарует их нам.
Кроме этого в событии крещения христианские поэты увидели пару красивых сопоставлений:
• Христос перед входом в воды обнажается, чтобы наши праотцы, обнаженные грехом и ставшие смертными, вновь облеклись в одежду бессмертия.
• Он склоняет голову перед рабом (Иоанном), чтобы избавить нас от рабства греху.
Попутно с этим в событии крещения произошло одновременное явление Отца, Сына и Духа, что также отмечено в гимнографии праздника и стало основанием для его нынешнего названия (Богоявление).
Но основной его темой является просвещение людей светом знания истинного Бога. Сама эта тема в событии крещения отсутствует, она навеяна словами Исаии, которые евангелист Матфей цитирует по другому поводу - проповеди Христа в Галилее спустя много дней после крещения: «Иисус, услышав, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: “Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет”. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”» (Мф.4.12-17).
В христианской древности эта тема света и просвещения находящихся во тьме настолько увязалась с крещением новых членов Церкви, что сам этот праздник (один из немногих дней в году, когда в древности крестили прошедших оглашение) стал называться «днем светов» или «святыми светами».
К сожалению, гимнография Богоявления по красоте и глубине значительно уступает Рождеству, Пасхе и другим праздникам, но и в ней есть замечательные тексты, подобные этой стихире:
Τὸ ἀληθινὸν φῶς ἐπεφάνη,
καὶ πᾶσι τὸν φωτισμὸν δωρεῖται.
Βαπτίζεται Χριστὸς μεθ᾽ ἡμῶν,
ὁ πάσης ἐπέκεινα καθαρότητος·
ἐνίησι τὸν ἁγιασμὸν τῷ ὕδατι,
καὶ ψυχῶν τοῦτο καθάρσιον γίνεται·
ἐπίγειον τὸ φαινόμενον,
καὶ ὑπὲρ τοὺς οὐρανοὺς τὸ νοούμενον·
διὰ λουτροῦ σωτηρία,
δι᾽ ὕδατος τὸ Πνεῦμα·
διὰ καταδύσεως ἡ πρὸς Θεὸν ἡμῶν ἄνοδος γίνεται.
Θαυμάσια τὰ ἔργα σου, Κύριε,
δόξα σοι!
Истинный Свет явился,
и всем просвещение дарует;
крестится вместе с нами Христос -
Тот, Кто превыше всякой чистоты;
дает освящение воде,
и она становится способной очищать души.
Земное то, что видимо глазами,
но превыше небес то, что постигается умом:
омовением подается спасение,
водою - Дух,
погружение становится для нас восходом к Богу.
Дивны дела Твои, Господи!
Слава Тебе!