Про хороший Закон и христианский тупизм

Dec 31, 2015 02:08



steba в Про хороший Закон и христианский тупизм

"Про кривое понимание слова «закон» христианами при чтении хотя бы Нового Завета хотел написать несколько пунктов. Оно сплошь и рядом.
В семи пунктах, потому что это хорошее число.

1. Термину «закон» (греч. номос) очень не повезло.
Виноваты, конечно, сами евреи. Ну, если не все пока евреи, то древние переводчики Библии на греческий, которые слово Тора переводили как Закон (номос).
И почти всегда, читая в НЗ «закон», мы имеем Тору. А этот второй термин куда шире. Кроме законов, это типа наставление, указание, обычай, а также Пятикнижие с соответствующей историей (а иногда как часть вместо целого - все Писание), а также воля Божия, иногда отождествляемая с Премудростью…
Стоит читать по умолчанию, когда видишь «закон», Тора - и думать, что имеется в виду. (Кстати, я не помню негативного употребления термина авторами НЗ, хотя такое находят у Павла, но это отдельная песня.)
2. Кстати, Тора (Закон) в смысле Пятикнижие есть сперва повествование, причем на протяжении глав 60-ти с лишним, это истории, где нет почти ни одного собственно закона. Собственно законы тоже начинаются с нарратива и имеют смысл только вместе с этой историей Исхода. Вот как начинаются оба варианта Десяти заповедей:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Исход 20
Это не абстрактные правила, а «как-жить-вместе-тем-кто-вышел-из-египта, исполняя волю-Того-Кто-вывел-их-из-египта».

3. А еще Лютер тоже виноват в искаженном понимании «закона». Он придумал иудейский легализм - типа «евреи соблюдают правила, чтобы заработать спасение», - подобный тому, что он видел в худших проявлениях тогдашнего католицизма (индульгенции и т.п.). Против этой дурацкой религии, мол, восстал Ииcус. А Лютер столетиями влиял на библеистику вообще, не только протестантскую. Неверный образ иудаизма первого века давал неверное прочтение всего Нового Завета (и Павла в частности с пресловутым «оправданием верой»).

Просто сказать: иудеи соблюдали свои правила примерно по той же причине, по какой христиане, скажем, ходят в церковь. Не обязательно «заработать»

Кратко, Райт об этом говорит так: Исполнение Торы было не средством заслужить Божью милость, но скорее способом выразить Ему благодарность, а также засвидетельствовать свою принадлежность к еврейскому народу.
Соблюдение Закона - это для иудеев не легализм, а знак Завета.Иудей исполняет Закон/Тору, потому что он принадлежит к народу Завета. Чем это отличается от «почему я хожу в церковь по воскресеньям»? Ничем. Я что-то соблюдаю, чтобы мне на небе просчитали очки и что-то взамен дали? Не смешите.

4. Ибо Закон в строгом смысле появляется в контексте книги Исхода 20, где впервые даются десять заповедей - это воплощенная свобода, кодекс поведения освобожденных людей. Которых именно сперва надо было освободить, чтобы потом дать им Закон. В каком-то смысле, это Закон Царства Божия, уже наступившего. И интересно, что одно и то же снаружи может восприниматься как мертвые узы обязанностей, а изнутри - как структуры, которые охраняют освобождение и его выражают. (Брак - тоже удачное сравнение. «Он со мной остается, потому что любит или потому что соблюдает правила?» - нелепый ведь вопрос, нет?)
При новом завете, как обещано у Иеремии (кажется) 31, Закон будет написан на сердцах народа Божия.

5. Тоже ужасающее упрощение говорить, что у нас свобода, а у иудеев законы - Талмуд и всякие дурацкие правила. А Типикон вы давно читали? А православные каноны?
Если даже вы не читали канонов и Типикона (там чистые правила), то - вернемся в Новый Завет - «нравственные» законы совершенно остались, ни Павел, ни Иисус в их необходимости ни разу не сомневаются. Хуже того - Иисус, говоря о разводе в Нагорной проповеди, говорит о (именно!) правилах, делая их строже (!), чем у фарисеев.
Само противопоставление закон/свободу и любовь абсурдно.
и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;
буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих
Псалом 118

6. Сам Иисус ссылается на Тору/Закон, когда критикует законничество.
Это просто спор об интерпретации Закона. Например:
Мф 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, [соблюдая Закон/Тору] и обошли более важное в Законе: правосудие и милосердие и верность; это надлежало исполнить, [соблюдая Закон/Тору] и того не опустить, -
ну уж, для полноты картины, Иисус говорит, что все правильно, даже десятина с травок, но нужно видеть приоритеты и понимать, о чем Тора: любить Бога и ближнего (куда относится и закон о разводе).

7. В общем, Тора/Закон повод для хвалы, а не противопоставления плохих иудеев хорошим христианам. Это позволит лучше понимать оба завета.
Пс 118 с его славословиями Торе/Закону можно почитать на тему."

ветхий завет, библия, евангелие

Previous post Next post
Up