Юзер, скрывшийся по ником "Некрещеный Поп" блестяще трактует
О старчестве
В полемике с католиками иногда можно встретить такой аргумент православных, что непогрешимость папы - это уступка слабому человеческому естеству, которое не выдерживает устремленности к неуловимому и непостижимому Богу, которое хочет прилепиться к чему-то видимому, осязаемому, надежному. Папство, как осязаемое присутствие непогрешимого Бога, в итоге подменяет самого Бога, становясь идолом. Так вот православное старчество, по всей видимости, вызвано к жизни той же самой причиной.
Недавно вынужден был ознакомиться с книгой, где собраны свидетельства паломников о Паисие Святогорце. Книга переполнена свидетельствами того, как старец разрешал жизненные проблемы посетителей. Ветхозаветный Иов, сталкиваясь со сложнейшими проблемами, ничего так не хотел, как встретить Бога и судиться с Ним. Большинство православных христиан, сталкиваясь с проблемами, особо не думает о Боге, но ищет старцев, которые могли бы решить их проблемы. Вот книга о Паисие и рассказывает, как старец предписывал больным лечение, предсказывал будущее, помогал выбрать призвание в жизни, разруливал семейные проблемы, студентов отправлял в аспирантуру и т.д. и т.п. Можно вспомнить еще и Амвросия Оптинского, который разруливал как лечить курочек, чтобы не умирали. <..>
На этом фоне очень выгодно выглядит один эпизод из наивного старого коптского фильма «Молчаливый монах» об их коптском святом, абуне Иостасе. В этом эпизоде некий посетитель просит его ответить как ему лучше поступить, продолжать учиться дома или ехать защищать диссертацию заграницу. Для посетителя это важнейший вопрос, ответ на который может полностью изменить его жизнь. Иостас в ответ лишь все время спрашивает: «Который час?» и так и не разруливает проблему посетителя, хотя и жалко его.
Мне кажется, что православное старчество в том виде, в котором оно существует сегодня даже в лучших своих примерах, есть недоброкачественное явление. Даже самое лучшее старчество в итоге становится преградой между человеком и Богом.