Патриарх на епархиальном собрании: церковные таинства совершаются над людьми с любыми именами

Jan 10, 2015 13:09




Вот мои учащиеся сообщают: опять в очередном храме очередные бабки за ящиком (так называют церковный прилавок) отказались принять записки о поминовении. Отказались потому, что там имена, с их точки зрения, "неправильные".
Но не надо думать, что это самодеятельность бабок за ящиком. Как говорят в народе, каков поп-таков и приход.
И, в этом смысле, это всегда идёт от настоятелей (всё на приходе определяется настоятелем - главным священником), их воинственным невежеством.

Мне ужасно жалко,что изменения к лучшему в нашей церкви идут такими микроскопическими темпами. Гомеопатическими, можно сказать.
Но спасибо Святейшему хоть за эти микроскопические изменения: запрещено крещение без катехизации (правда, подчинённые на местах, как могут, саботируют это), церковь начинает миссию, инициирована дискуссия о языке богослужения и о связи таинств исповеди и причастия (начинать надо с дискуссии, только после обсуждения эту связь ликвидировать). Или упомянем тот факт, что на Рождество Святейший дал указание служить с открытыми царскими вратами (это двери в алтарь; таким образом все пришедшие не будут отделены от священства, которое возглавляет служение литургии)

Вот - ещё один крошечный (но важный для людей) шаг к здравому смыслу:

Святейший Патриарх: церковные таинства совершаются над людьми с любыми именами.
30.12.2014 14:24

"В эфире Радио "Радонеж" протоиерей Дмитрий Смирнов разъяснил возможность совершения таинств над людьми не носящих имена православных святых.

Прот. Дмитрий Смирнов: Этот вопрос очень актуален, мы его касались на епархиальном собрании и Святейший Патриарх Кирилл дал на него исчерпывающий ответ. Но по понятной причине, миряне не присутствовали в массе своей на этом собрании, поэтому я решил этот вопрос прочитать: «Мою маму звали Лилия, после смерти батюшка отказался ее отпевать, т.к. в православии нет такого имени». Очень обычная история, православие здесь вообще не при чем. Если батюшка сказал, что в православии нет такого имени, то он глубоко заблуждается. Есть русский обычай, очень хороший и мы его очень храним, в частности, жену моего дяди тоже звали Лилией, но когда у нас крестят людей, которые носят имена, которых нет в святцах, им в крещении дают имя созвучное: Рустам - Рустик, Лилия - Лия и т.д. И никаких не возникает вопросов у таких бедных необразованных батюшек.

Но бывают очень православные люди в очень православных храмах очень православных стран, например, в Сербии мы можем встретить имя Драгомир или имя Тара, а что такое Тара? Тара - это такая река в Черногории, и детей называют таким именем - и страна православная, и люди православные. Просто сербы, как правило, не называют людей в честь святых, дают совершенно разные имена и остаются православными. Чем наш обычай хорош? И это Святейший Патриарх подчеркнул, что человек, который носит имя, например, Сергий, то он имеет небесного покровителя в преподобном Сергии. У нас есть такое понятие как именины. Но, если мы обратимся к именам грузинским, допустим, там есть масса имен, которые никак не сочетаются с именами святых. И из-за этого отказывать в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании)?! Ни один священник права такого не имеет! Отец и мать могут назвать свое чадо вообще любым именем, каким только пожелают. Если этого имени нет в наших святцах, то, к сожалению, у этого человека не будет именин и только. Всякое имя можно вообще менять 365 дней в году, для этого читается определенная молитва из требника и потом человек причащается с новым именем, вообще никаких проблем. Т.е. это не является причиной для отказа в отпевании (причастии, крещении, бракосочетании и пр.).

Поэтому в таких случаях, когда священник отказывается отпевать православного человека или причащать его, это сообщается благочинному, он - епископу, и это быстро устраняется, потому что не все батюшки грамотные. А наши епископы все с высшим образованием и даже многие закончили аспирантуру. Собственно для этого и существует епископ. Поэтому, как говорят, у нас в армии: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим», и это будет правильно.

о.Александр Березовский: Сейчас все-таки будет выпущен расширенный месяцеслов с такими именами, у нас употребимыми, которые восходят к древним святым еще неразделенной Церкви и, может быть, Поместной Церкви.

о.Д.: Да, там будет расширенный список имен, но всё равно мы там не найдём имя Тара или Драган, что значит просто «дорогой», но это очень распространенное имя в Сербии, или Милош, или Весна, или Снежана - вполне славянское имя, но нет такой святой с именем Снежана, можно при крещении дать ей имя Светлана и у нее будет два имени (или Розалия - болгарское православное имя). Этот вопрос даже не надо задавать, не то, что решать, это вообще не проблема никакая. Можно назвать и «Табуреткой» и так крестить и это будет вполне полномочное крещение.

О.А.: Во многих монастырях записки с такими именами просто не принимают…

О.Д.: Но это дикость, невежество, особенно обидно, когда ссылаются на православие. При чем тут православие? Помимо русского православия есть еще православие греческое, сербское, болгарское, румынское, грузинское, американское - там вполне американские имена, и кто вообще может против этого что-то возразить или когда-нибудь возражал. Только в некоторых наших монастырях, где темнота просвещает. Правда, Святейший Патриарх об этом беспокоится -надо давать элементарное образование даже в монастырях, чтобы хотя бы из дикости выйти, потому что это полная дикость, не соответствующая никакому учению. Взять хотя бы апостола Петра, когда его Господь нарек «Петрос» - тогда этого имени не было вообще ни в каких святцах, да и святцев не было. Также и Павел из Савла стал. Ой, как тяжело, когда темень процветает и из-за этого огорчает людей."

источник

жизнь церкви, церковь сегодня, патриарх

Previous post Next post
Up