Я Рождества никогда раньше не чувствовал.
Если Пасха - это всегда самое главное событие года, то Рождество... Пытался как-то прочувствовать, но ничего не получалось.
Вот едешь по зимней Москве 6 января в церковь, и как-то ничего в воздухе не висит, ничего в атмосфере не чувствуется.
И в атмосфере-то -- ладно. В душе не чувствуется.
Почему?
В этом году ответ пришёл.
У меня в этом году, можно сказать, первое в жизни Рождество, потому что я праздновал его в правильный день.
Не с отставанием на 13 дней, а вовремя (только не говорите, что это оно "католическое". Из 15 Поместных Православных церквей 11 праздную вовремя. Только 4 никак не догонят.
И гордиться тут нечем. Если у вас, скажем, часы отстали на 13 минут - подведите их. А не гордитесь, что у вас свой, особый стиль).
Почему же я его почувствовал, празднуя вовремя, 25 декабря?
Время церкви - время особое. Тут событие не "вспоминается" (вспомнить о Рождестве можно хоть 22 июня, хоть 2 сентября, хоть 1 января), а переживается.
Сегодня и сейчас.
Событие происходит вечно ("от века Христос висит, распятый на Кресте"), мы же просто "встраиваемся" в него в определённый момент.
В день, когда церковь празднует событие, открывается как бы некий портал, и мы оказываемся там - в Рождестве Христа, или в другом событии Его жизни.
Вот до того для меня портал не открывался (я не вовремя прибывал к точке нуль-Т - транспортировки), а сегодня (вчера вечером, точнее) открылся.
Весёлого вам Рождества!
Большая подборка картин:
Ну, и пара наставлений к Рождеству Машиаха:
1.
"Береги личность ближнего, как свою собственную;
дорожи его спокойствием, как своим;
оказывай ему ласку, как желаешь её себе;
утешай его, если он печален, как желаешь утешения себе;
перед оскорблённым извинись;
обиду вознагради;
потерю замени;
слабости снизойди;
согрешение прости;
страсть потуши чистою любовью."
Святой Иоанн Кронштадтский
2.
"Праздновать Рождество значит видеть спасение. Рождение Иисуса было его началом, его рассветом, его приходом. Здесь был лишь младенец, а не все те великие чудеса, которые будут впоследствии явлены этим младенцем, пришедшим в мир, чтобы мир обновился. Но в младенце Иисусе новый мир уже присутствовал. В начале был конец, в семени - гарантия грядущего плода.
В младенце явлено не нечто половинчатое, частичное и несовершенное, но полное спасение, - спасение, которое Бог готовит и дает миру. Праздновать Рождество значит видеть спасение. Не только верить в Рождество, надеяться на него и брести к нему в ночном мраке, но видеть".
Карл Барт, 25 декабря 1918 года