Пишет архимандрит
a_avvakum:
ПОКРОВА СПАСЕННАЯ В ДЕРЕЗЕ И БУРЬЯНАХ "Стоят почти в каждом доме иконы. В красном углу, на почетном месте. Несколько раз в год мы протираем поспешной рукой пыль и паутину на них, подчас даже не замечая кто изображен на досках. Из за суеты нашей земной жизни мало всматриваемся в лики святых. Спокойные, величественно-торжественные лики, лики времени, лики вечности.
А бывает подчас так, что эти иконы видели не одно поколение нас земных, смертных людей выросших пред ними, в их присутствии. О чем они могут поведать? Что они могут рассказать?
А, вот послушайте, об одной из них...
ЗАКРЫТИЕ АНДРИЯШЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕНТЯБРЬ 1962й ГОД
Разбор внутренного наполнения храма проводился продумано, с размахом, как форма наглядной атеистической агитации, при собрании школьников и всех желающих поглазеть жителей села.
Повторюсь. Закрытие сельской церкви планировалось в селе Андрияшивка, не так как во многих селах: людей не впустили, замки навесили, да и все. Здесь же не так! Разбор внутреннего убранства храма проводился продумано, с размахом, со всей наглядностью, по всем правилам и канонам научно-атеистической агитации.
В нарочитый день, нарочитый час ближе к обеду собравшимся немногочисленным сельским бабам защищать, вернее, оплакивать церковь и выстроенным школьникам. К церкви тогдашний голова колхоза Литовка Кирило Свиридонович (впоследствии ставший головой сельсовета), помогавший директору школы закрывать церковь, подогнал подводы. Стали въезжать в церковь лошадьми, а лошади не хотят, харапудятся, храпят, жахаются, упираются… Но, Скиба их силой загоняет.
Ой, что там было! В конце концов, Скиба демонстративно заехал в храм парой лошадей, комсомольцы полезли по лестницам на высоту креста иконостаса и зацепили навершие вожжами и веревками. Был дан знак, прозвучала команда, лошади были погнаны к выходу и небольшой сельский иконостас был повергнут всей своей архитектурой наземь. Подобным образом вытаскивали и большие иконные стоячие киоты.
Бабы пророчествовали, утирая слезы вполголоса: «смотрите, как он волок иконостас, так и его будет волочить в День гнева. Смотри, - обращались уже и к нему, - Бог не бьет вилами, но, небесными силами!» Но, кто их, старых, отсталых старушек тогда слушал.
Бригада старшеклассников комсомольцев и пионеров опьяневшая от сладкого хмеля разрушения и вседозволенности стали сбрасывать иконы на подводы, сяк так, так чтобы обязательно разбивались стекла и рамы. Люди ухищрялись забирать маленькие иконы.
БАБА МАРИЯ ШОЛУДЬЧИХА И ПОКРОВА ЕЮ СПАСЕННАЯ
Там, в той разбираемой Андрияшевской церкви стояла очень красивая украинская <икона> Покрова, в большом киоте, вся ажурно убрана внутри фольгой. Баба Мария Шолудьчиха смотрит острым глазом на уже разбираемую церковь. Вдруг, рывок, движок-прыжок, ухватила образ, и бежать с ним из церкви. Как после вспоминала она: «В тот момент я была прудка, як дика горна коза». Скиба погнался за ней. Она вскочила в улочку, что ведет на Шингуры (улица села) и бежать. Директор за ней. Она видит, что погоня не отстает, а он молодой, догонит, за углом прыгнула в густые заросли дерезы и бурьянов и затаилась. Скиба пробежал мимо, побежал дальше, аж на Шингуры. Через пару минут возвращается с мрачным видом неудачи. Не догнал, не поймал.
Баба Мария высидела в бурьянах час, боялась, чтобы не возвратился обратно, для контроля, и уже потом, через час принесла спасенную икону-сокровище домой, к себе в хату на Горбы, где жила.
Я, будучи школьником, приходил к детям той бабушки и восторженно смотрел на этот прекрасный образ. Просто смотрел на загадочные возвышенные лики. И он, именно сей образ, был одним из мощных побуждающих факторов моего прихода к вере."