Иллюстрация сэра О. Г. Лаярда из книги «Ниневия и Вавилон: рассказ о второй экспедиции в Ассирию в 1849, 1850 и 1851 годах», 1882 г.
пишет
ltraditionalist в
Культура Вавилона (1) "Культура Вавилона была основана на фундаменте более древней культуры таинственных шумеров. Но память о Шумере и шумерах умерла тысячи лет назад. О них не упоминают древнегреческие летописцы. Даже Библия говорит о халдейском городе Уре. Ни слова о шумерах!
Факт существования Шумера "вычислили" лингвисты. На территории Южной Месопотамии была обнаружена одна из самых древних сохранившихся форм письма - шумерская клинопись.
Впервые она появилась около 3400 года до Р. Х., и на Земле нет места, которое указало бы на её возможного предшественника. Она появилась как бы из другого мира.
Шумерский язык также ставит исследователей в тупик. Ни среди древних, ни среди современных языков так и не удалось найти такой, который имел хотя бы отдалённое сходство с шумерским. После долгих споров историки и лингвисты согласились, пожалуй, лишь в одном: шумеры - народ пришлый. Но откуда и когда пришли шумеры в долину Двуречья - это, как утверждают многие исследователи, неразрешимая загадка.
Многое говорит за то, что шумеры пришли в Месопотамию с юга, со стороны Персидского залива. Они прежде всего появились в устьях рек Тигр и Евфрат [1]. Обосновавшись на островах в устьях рек, они вскоре овладели городом Эреду (Эриду), расположенным на берегу пресноводной лагуны, "у самого Нижнего моря". Это был их первых город. Вот что гласит "Царский свиток":
После того как царственность снизошла с Небес,
Эриду стал местом царственности...
По прошествии ряда лет шумеры двинулись на север в глубь Месопотамской равнины, завоёвывая новые города. Этот пришлый народ подчинил себе всю страну, не вытеснив - этого шумеры просто не могли сделать из-за своей малочисленности - местного населения. Они составили военную и жреческую верхушку, то есть элиту нового общества, а туземное многочисленное население заставили работать на них и обслуживать их потребности.
Историческая параллель напрашивается сама собой: варяги точно так же поступали с туземным славянским населением. На своих ладьях они заходили в устья рек, нападали на мирных земледельцев, уничтожали всех тех, кто мог организовать сопротивление (то есть местных славянских вождей и волхвов), красивых девушек увозили с собой для удовлетворения собственной похоти и последующей продажи их в рабство, а остальных облагали данью. Судя по всему, так же обращались и древние шумеры с местным населением. Словно мрачный рефрен повторяются в "Царском списке" слова: такой-то город "был поражён оружием".
Необходимо отметить, что большинство известных нам городов шумеров имеют нешумерские названия. А поскольку эти города возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские названия - это названия дошумерские. До вторжения шумеров на территории Южной Месопотамии процветала высокоразвитая культура, по-видимому, средиземноморского типа. Большинство учёных утверждают, что именно в эпоху расцвета культуры Эль-Обейда, т. е. во второй половине IV тысячелетия до Р. Х., в Месопотамии появляются шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми" [2].
О до-шумерской культуре Эль-Обейда известно очень мало. Учёные выявили признаки общности культур Эль-Обейда и некоторых поселений, расположенных в долине реки Инд. Эти наблюдения тем более важны и интересны, что имеются свидетельства контактов между жителями Телль-эль-Обейда и обитателями весьма отдалённых от них районов. Так, в эпоху культуры Эль-Обейда население Южной Месопотамии изготовляло бусы из лазурита и украшения из зелёного полудрагоценного камня амазонита. Эти камни в Двуречье не добывались, а ввозились: амазонит - из центральных районов Индии или Забайкалья, а лазурит - из Центральной Азии (Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. - М., 2000, с. 50).
"Шумеры, - говорит американский шумеролог С. Крамер, - изобрели гончарный круг, колесо [3], повозки [4], плуг-сеялку, литьё из меди и бронзы, освоили пайку металлов, резьбу по камню, гравировку и инкрустацию" (Крамер С. История начинается в Шумере. - М., 1965, с. 92). Они разделили день на часы, час - на минуты, минуту - на секунды. "Наша часовая стрелка, двигаясь по циферблату, всё ещё указывает время шумерское", - говорит Д. Мережковский. Шумеры научили семитов (заселивших намного позднее Северную Месопотамию) математике, геометрии, началам астрономии, зодчеству, устройству каналов, орошению полей... Но кто всему этому научил самих шумеров?
К. Саган в своей книге "Разумная жизнь во Вселенной" утверждает, что шумеры научились всему от ... космических пришельцев. Религиозные предания шумеров, произведения их изобразительного искусства и глиняные клинописные таблички, по его мнению, подтверждают, что "в районе Персидского залива, возможно на месте древнего города Эриду, в IV тысячелетии до Р. Х. или раньше между человеческими существами и нечеловеческой цивилизацией произошёл контакт огромной мощи" (Поликарпов В. С. Наука и мистицизм в XX веке. - М., 1990, с. 141).
Халдейские мудрецы тоже говорят о контакте, но совсем иного рода. Вавилонский жрец Берос (Berossos) [5] вспоминает древнее сказание о том, как бог-рыба, Оаннес-Эа, выходя из моря, учил допотопных людей мудрости. Затем вавилонскому "Ною", Утнапиштиму, боги велели зарыть в землю, в Сиппаре, клинописные скрижали допотопных мудрецов - семя будущей мудрости; и после потопа всё опять "началось с одного этого семени", - говорит саисский жрец у Платона. Почти так же говорит и Берос.
Если под зарытыми в землю клинописными скрижалями понимать более древнюю археологическую культуру Эль-Обейда, то следует признать, что шумеры научились всему или почти всему у туземных жителей Эреду. В этом смысле шумеры, прибывшие неизвестно откуда в долину Двуречья и подчинившие себе высококультурный народ, оказались такими же "варварами"по отношению к этому народу, как, например, древние римляне по отношению к этрускам. Римляне точно так же неблагодарно покорили и "использовали" народ, который некогда помог Риму гордо подняться из болот и научил его почти всему, что со временем позволило ему стать властелином мира и долгие века продержаться на недосягаемой для других народов высоте.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Персидский залив в древностизанимал гораздо большую территорию, простираясь на северо-запад почти на 120 км. Воды залива подходили вплотную к городам Эреду и Ур, а Тигр и Евфрат не сливались в одно русло при впадении в залив.
[2] Вероятно, "черноголовыми" шумеры называли себя для того, чтобы подчеркнуть свою этническую обособленность от туземного населения, которое имело иной цвет кожи.
[3] Самые древние колёса были найдены при раскопках в Междуречье, Их возраст составляет 5,5 тысяч лет.
[4] Увековеченные на знаменитом "штандарте" из Ура боевые колесницы шумеров являются самым древним свидетельством использования этого вида повозок в военных целях.
[5] Берос (ок. 350 - 280 гг. до Р. Х.) - вавилонский жрец, написавший для царя из династии Селевкидов Антиоха I историю Вавилонии на греческом языке ("Babyloniaka"), от которой сохранились лишь отдельные фрагменты. Позднее преподавал халдейскую астрологию на острове Кос.
Культура Вавилона (2) Культура Вавилона (3) Культура Вавилона (4) Культура Вавилона (5) Культура Вавилона (6) Культура Вавилона (7) Культура Вавилона (8) Культура Вавилона (9) Культура Вавилона (10)