Церковь распинаемая

Aug 18, 2014 18:56



Сергей Худиев пишет:

"На днях один неправославный иерарх упрекнул украинских матерей, которые не хотят отдавать своих сыновей на войну. Он даже сравнил мать, которая безропотно отдает сына в воюющую армию, с Богоматерью, которая отдает Христа на жертву ради спасения мира, по легенде ободряя его словами «сынок, надо идти».

Можно не сомневаться, что многие люди хотели услышать именно эти слова, и искренне благодарны за них. Государство, ведущее войну, всегда ценит поддержку, а в атмосфере общей воинственной взвинченности люди делятся на «хороших» и «плохих» по тому, поддерживают ли они нужную сторону в конфликте. От любых заметных фигур требуют горячей поддержки, и если они попытаются отмолчаться, это вызовет самые тяжкие подозрения.

Идти убивать и умирать страшно; страшно не только оказаться перед лицом смерти - страшно обагрить свои руки в человеческой крови. Женам и матерям страшно отпускать своих любимых и кормильцев, зная, что они могут получить их назад мертвыми или изувеченными. Люди задумываются - зачем? Чтобы Коломойский наварил еще огромные деньги на продаже гнилых бронежилетов, которые, к тому же, должны оплачивать семьи самих солдат? И тут заказ от государства - обеспечьте нам Бога на нашей стороне - понятен. Такой заказ исходит от любой воюющей стороны. Некоторые религиозные деятели, вероятно, по искреннему убеждению, берутся выполнять такой заказ властей.

Православная Церковь такой заказ брать отказывается - от кого бы то ни было. В интернете постоянно приходится иметь дело с людьми, которые уверены, что Патриарх Кирилл благословил повстанцев («российских агрессоров», как они говорят); ссылку на слова Патриарха они предъявить не могут, но уверены, что, несомненно, благословил.

Однако Церковь отказывается занять ту или иную сторону - это нелегко, когда снаряды разрушают храмы и убивают священников, когда Церковь сталкивается с ненавистью и насилием. Но Церковь стоит на своем.

Напомним еще раз подлинные слова Патриарха Кирилла:

«Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата - того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал»

Почему это позиция остается единственно правильной?

Она правильна с точки зрения слова Божия; она правильна с точки зрения здравого смысла. Церковь создана Господом с одной целью - с целью вечного спасения людей. Именно этим определяется ее служение в мире. Там, где мирские люди видят врага, которого надо уничтожить, Церковь видит душу, которую надо спасти. Церковь ведет битву не против тех или иных людей, а за них. Христос молился за Своих распинателей; собственно, ради их спасения Он и пошел на Крест. Господь сделал Своим избранным сосудом Святого Апостола Павла, прежде бывшего ожесточенным гонителем Церкви Божией. Все евангельское возвещение - это возвещение о прощении и примирении, о том, что ожесточенные враги, нанесшие много оскорблений Богу и причинившие много зла людям, примиряются с Богом и друг с другом.

Мир сей, по большей части, остается глухим к этому посланию о примирении; он требует от Церкви совсем другого: идеологического обеспечения вражды. Если бы голос мира сего, обращенный к Церкви, можно было бы свести к немногим словам, они бы звучали примерно так: «слушайте, мы-то взрослые деловые люди и понимаем, что никакого Бога нет. Но нам надо, чтобы простаки, в наших деловых и политических интересах, убивали других простаков. Но у простаков бывают сомнения - а хорошо ли вообще убивать людей? А стоит ли идти умирать, чтобы кто-то наживался на гнилых бронежилетах? Ну тут вы им и разъясните, чтобы убивали и умирали без возражений»

Мир сей серьезен и деловит - а разговоры про примирение с Богом, прощение грехов и хранение заповедей пропускает мимо ушей. Серьезные деловые люди, которые знают, где лежат большие деньги, не мыслят в таких категориях и вряд ли способны их осознать.

Но Церковь мыслит именно этими категориями - и думает именно о вечном спасении людей. В этом ее вечная природа, и для нее не существует политических врагов - для нее существуют только потерянные овцы, которых пришел спасти Христос. Как сказал Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Онуфрий,

«Любовь Божия обнимает всех нас. В океане Божественного милосердия исчезают все наши земные страсти и противостояния. Поэтому и Церковь Христова не делит свою паству по национальным признакам или политическими предпочтениями. Мы молимся за всех, несмотря на то, по какую сторону баррикад они оказались»

Церковь ищет спасения всем - включая тех артиллеристов, которые обстреливают ее храмы и убивают ее священников. Как сказал Патриарх Алексий I, «Церковь - это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей»

Мир сей не хочет этого видеть, и обвиняет Церковь в трусости, предательстве, работе на врага и тому подобном. Что же, Церковь знает, что ее будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за ее Господа.

Есть и более земные, посюсторонние соображения. Политическая и военная ситуация меняется непредсказуемо; настроения людей - тоже. Воинственная истерия (ну воодушевление, если вам больше нравится) может быть очень сильной, но она когда-нибудь проходит. Люди оглядываются на жертвы и разрушения, и в голову их наконец проникает вопрос «а зачем?»

И тут патриотический экстаз может смениться глубокой горечью, - как сказал один англичанин (Ричард Олдингтон) после Первой Мировой Войны: «Дивная старая Англия. Да поразит тебя сифилис, старая гадина, ты нас отдала на съедение червям».

И тут пастыри (и религиозное сообщества), которые помогают отдавать паству свою на съедение червям, могут столкнуться с горечью и гневом, гораздо более серьезным, чем то, что они навлекли бы на себя, удержавшись от призывов идти и умирать за державу.

В отличие от мира сего, Церковь живет веками - и вечностью. Она терпеливо созидает то, что разрушает мир. Политики мира сего опять и опять разрушают храмы и оскверняют души насилием и ненавистью. Церковь опять и опять восстанавливает храмы и исцеляет души покаянием и верой. Так будет продолжаться до возвращения Господа и Его суда, который и воздаст каждому по делам его. "

украинская церковь, этика Евангелия, ползучая война, 1 ненасилие, война, патриарх

Previous post Next post
Up