via Vitalij Rysev :
Статья Кристы Понгратц-Липпитт, опубликованная 9 апреля с.г. в британском издании «The Tablet», посвящена яркой фигуре католического подполья времен тоталитаризма - епископу Феликсу Марии Давидеку
"На протяжении 41 года коммунистического правления в Чехословакии в этой стране существовали подпольные сети католических общин, в некоторых из которых практиковались столь спорные вещи, как рукоположение женатых мужчин и женщин в священный сан. <...> Сеть общин «Койнотес» была основана епископом Феликсом Марией Давидеком. Давидек - фигура крайне спорная и неоднозначная, однако его исключительное обаяние и духовные харизмы получили широкое признание в Католической Церкви, в том числе, и со стороны епископов и кардиналов. Давидек учитывал знамения времен и формулировал на них пророческий ответ. Чрезвычайные гонения со стороны одного из самых жестких атеистических режимов требовали столь же чрезвычайных ответных мер. Именно этим Давидек мотивировал практикуемые им рукоположения в священный сан женатых мужчин и женщин.
<...> Самой большой проблемой было обеспечение формирующейся сети общин «настоящими», т.е. не сотрудничающими с режимом священниками. До 1967 г. кандидатов посылали для тайного получения рукоположения в Германию или Польшу. В частности, подпольных священников для Чехословакии рукополагали тогдашний архиепископ Кракова Кароль Войтыла, позднее ставший Папой Иоанном Павлом II, и епископ Берлина Иоахим Майснер, позднее ставший архиепископом Кельна и кардиналом.
<...> Начиная с 1968 г., когда советские танки раздавили «Пражскую весну», Давидек жил в постоянном страхе, что коммунистические власти одним ударом ликвидируют всю «подпольную Церковь», например, арестовав и отправив в Сибирь всё ее духовенство. Тогда он начал посвящать «запасных епископов», которые должны были вступить в права служения, если бы были арестованы «основные». В это же время он начал рукополагать в священники женатых мужчин, первоначально - для византийского обряда, где это канонически допускалось. <...> Но позднее Давидек стал рукополагать в священники и женатых католиков латинского обряда. Формально они считались биритуалистами и получали разрешение на служение в латинском обряде. Был даже один женатый епископ. Давидек оправдывал эту инициативу, подчеркивая, что власти Моравии не станут подозревать женатых людей в том, что они - тайные священники. Давидек пошел и на то, чтобы рукоположить в священники некоторое число женщин. Вопрос женской ординации обсуждался на собраниях «Койнотес». Давидек отстаивал разделяемую некоторыми католическими богословами позицию, согласно которой в древней Церкви женщины крестили, относили Причастие больным и были диаконисами, занимая свою ступень в церковной иерархии.
<...> В декабре 1970 г. Давидек созвал специальный «пастырский синод» и вынес на его рассмотрение вопрос о женской ординации. В итоге половина членов синода проголосовала «против». В общине произошел раскол и этот день стал точкой отсчета ее новой истории. Спустя несколько дней Давидек рукоположил в священники известную в «Койнотес» Людмилу Яворову, а позже сделал ее своим генеральным викарием. Этот пост Яворова занимала вплоть до смерти Давидека в 1988 г. <...>
Я помню, как в конце 90-х годов в Вене мы с ныне покойным архиепископом Джоном Буковским разговаривали о личности епископа Феликса Давидека и о произведенных им рукоположениях женатых мужчин и женщин. Архиепископ Буковский вспомнил о том, как Ватикан послал его с ознакомительной миссией в Чехословакию в 1977 г. Он лично беседовал с Давидеком в течение нескольких часов, зная о его практике неканонических рукоположений. «Я был крайне удивлен, когда меня приветствовала, представившись генеральным викарием, женщина, одетая в белый хабит и с крестом», - сказал архиепископ. При этом монсиньор Буковский назвал эти рукоположения хоть и незаконными, но действительными, и признал, что Рим был вполне в курсе происходящего.
Когда в 1989 г. пал «железный занавес», многие из рукоположенных в подполье священников и епископов, особенно из общинной сети «Койнотес», лелеяли тайную надежду, что Рим образует для них персональный ординариат и тем самым предоставит им возможность продолжать их прежнее служение. Ватикану потребовались годы, чтобы разобраться с действительностью их рукоположений, многие из которых не были подтверждены никакими письменными документами..."
ПОЛНОСТЬЮ:
http://sibcatholic.ru/2011/04/09/podpolnaya-cerkov-chexoslovakii/ **
Женщины - священники и диаконы в коммунистический период
Захват коммунистами Чехословакии в 1948 году принес большие социальные изменения. Он также вызвал тяжёлые преследования католиков, которые составляли 16 миллионов, 66% населения. Тысячи людей подверглись тюремному заключению за исповедование религии. Несмотря на угрозу тюремного заключения, верующие сохраняли веру в подпольной церкви, которая существовала паралелльно приходским структурам, контролируемым властью.
Еп. Феликс Давидек
Епископ Феликс Давидек (1921-1988) выдающийся богослов, лингвист и доктор медицины, был посвящен в сан с одобрения Ватикана для служения в подпольной церкви. В условиях преследования возникла потребность в женщинах-священниках, поскольку стало очевидно, что мужчин не достаточно. Давидек созвал тайный синод епископов, священников и мирян для обсуждения вопроса возможности рукоположения женщин. После жарких дебатов эта возможность была одобрена.
28 декабря 1970 Давидек рукоположил первую женщину-священника Людмилу Яворову, которая служила генеральным викарием подпольного диоцеза в течение 20 лет. В 1991 году кардинал Праги Милослав Влк подтвердил, что в священники было рукоположено пять или шесть женщин, но первой была Людмила.
После раскрытия информации Влком делегация Ассоциации рукоположения женщин (Women's Ordination Conference, движения, продвигающего женское священство в католичестве), отправилась в Чехословакию, чтобы найти Людмилу и встретиться с ней. Сначала представители делегации были встречены с осторожностью, но после нескольких часов глубокого общения тепло приняты ею и другими представителями подпольной церкви, которые страдали и жили в глубокой секретности в течение многих лет. Во время второй поездки в 1996 году делегация этого движения пригласила Людмилу посетить Соединенные Штаты, чтобы поделиться своей историей и услышать американских женщин, называющих себя священниками.
Под эгидой Ассоциации рукоположения женщин Людмила совершила частную двухнедельную поездку в США в 1997 году. Ее сопровождали три словацкие женщины, одна из которых, Магдалена Захорска, служила рукоположенным диаконом в подпольной церкви. Людмила смогла поделиться с американцами рассказом о подпольной церкви Чехословакии.
Людмила Ярова
История Людмилы и ее общины есть жизнь верующих в условиях репрессий. Феликс Давидек, рукоположенный в священника в 1946 году, был человеком, осознавшим опасность поглощения коммунизмом духовной, интеллектуальной и физической жизни людей. Он действовал незамедлительно, организовав подпольные университет и семинарию. В 1950 году он был арестовал, когда это выяснилось, и провёл в заключении четырнадцать лет. Людмила сообщила, что как только он был освобождён, он занялся восстановлением системы, которую построил. Людмилу, которая была другом его семьи с детства, попросили помочь наладить необходимые контакты и содействовать возрождению гонимой церкви.
"Это было экстраординарное время," - вспоминает Людмила, - "Вам этого не понять. Для нас это был вопрос выживания. Мы боялись, что церковь не выживет".
Удивительно, что Давидек и подпольная церковь имели доступ к тайно привезённым документам Второго Ватиканского Собора. Они создавали "церковную общину для будущего", как выразилась Людмила. Поразительно, что церковь в условиях таких преследований, когда требовалась строгая секретность, была настолько решительна и способна претворить открытую и инклюзивную модель церкви. Широкий [незашоренный] взгляд обсуждений синода был определяющим в процессе принятия решений подвольной церкви.
Феликс Давидек возглавлял подпольную церковь с 1970 до 1988 года, когда он умер, со служившей в тот же период генеральным викарием Людмилой Яровой. Она была ответственна за передачу информации и сохранение документов для будущих поколений.
Давидек умер за год до падения коммунизма в Чехословакии. После его смерти должность главы диоцеза занял епископ Ян Блаха. В 1990 году подпольная церковь вышла из подполья. Людмила почувствовала ответственность сообщить Риму всё то, что происходило в течение этих лет подпольной жизни. Однако, епископ Блаха поехал в Рим в одиночку, чтобы сообщить обо всем.
Людмила отправила письменное донесение, включающее информацию обо всех рукоположениях, но так и не получила ответа. В конце концов рукоположения мужчин и женщин были признаны недействительными Ватиканом, всем им было запрещено осуществлять служение, хотя холостым мужчинам было разрешено рукоположиться повторно, а женатым мужчинам позволено рукоположиться в восточном обряде, где признаётся женатое свящество. Женщинам возможности рукополагаться не было дано. Людмила признаёт, что она не может служить священником без официального церковного разрешения, но она безусловно утверждает законность своего посвящения в свящество.
Людмила считает, что должна писать мемуары. Она верит, что ее история и история подпольной церкви должны передаваться для блага всей церкви.
Источник