(из гр. "Так говорит Господь") о.А.Шрамко:
Mikhail Zavalov систематизирует основные пункты культурного переворота, отраженного в эпизоде с самарянкой. Какому "традиционному укладу" противоречит действие у и вокруг колодца:
- Женщины в основном живут в том мире отдельно. Даже в доме, с детьми. Колодец - одно из немногих женских публичных мест. А так все публичные места - мужские.
- А и на колодец ходят не в палестинскую жару, а утром и вечером. И не одни: там клуб.
- Женщина, если рядом нет мужа, и говорить не смеет на публике.
- Заговорить наедине с незнакомым мужчиной - вообще верх неприличия. (В конце она еще раз нарушает все приличия, возвращаясь в свой поселок в публичное место к людям.)
- Заговорить с еретиком.
- Пользоваться (хотя бы потенциально) общим сосудом.
- В Писании три встречи мужчины и женщины у колодца (напр., Рахиль и Иаков). Во всех случаях матримониальные. Во всех случаях женщины стремятся закончить беседу и удалиться в свое приватное пространство.
Хочу обратить внимание еще на два аспекта:
- Самарянка в эпизоде - активное действующее лицо. Она не "смиренно" принимает милости от Иисуса, как это мы часто видим в других случаях в виде прощения, исцеления, воскрешения. Она здесь активный со-работник Иисуса. При этом,
- хотя она грешница, и с удовольствием современными комментаторами смакуется факт ее "разоблачения" насчет множества мужей и "ныне не мужа", менее всего реплику Иисуса можно интерпретировать как разоблачение, скорее - просто свидетельство для нее, что перед ней пророк. Никакого "моралей" и "вразумлений" нравственного характера со стороны Иисуса мы не видим. Более того, его совсем не смущает, что его "апостолом" среди самарян оказалась такая отъявленная с точки зрения любого современного "христианского" проповедника грешница. Так называемые "христианские ценности" не так важны для самого Иисуса и вовсе не равны собственно Его ценностям."
Картина - Александр Антонюк