Юрий Черноморец об объединительных процессах в Украинской Церкви

Apr 08, 2014 22:52

Юрий Черноморец.

ЧТО ПРОИСХОДИТ В УКРАИНСКОМ ПРАВОСЛАВИИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Драма в четырех актах (пока), без эпилога

Автор - доктор философских наук, мирянин УПЦ МП.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1713

Акт первый, завязка: УПЦ КП начинает, но УПЦ МП выдерживает

24 февраля, на фоне победы Майдана и бегства Януковича, УПЦ КП призвала УПЦ МП к немедленному объединению.

В этот момент Патриарху Филарету (Денисенко) казалось, что стоит немного нажать, и УПЦ МП развалится как карточный домик.

Это суждение было ошибочным. УПЦ МП имела поддержку в украинском политикуме, который ценил ее намерение ограничиться молитвой за мир и принуждением сторон противостояния к переговорам, и даже смелость выступать гарантом возможных договоренностей между сторонами конфликта. Если бы УПЦ МП выступила на стороне старой власти, с поддержкой "наведения порядка", то у нее бы действительно была перспектива "пойти с Януковичем до самого конца". Но так только отдельные одиозные владыки оказались в крайне неудобном положении и с тех пор стараются не появляться на людях.

С развитием кризиса в Крыму надежды Патриарха Филарета нажать на УПЦ МП вообще развеялись как дым. Для новой власти задачей номер один стал межнациональный и межрелигиозный мир, а защита прав всех верующих, особенно, русскоязычных и русскосимпатизирующих - стала приоритетом в политике нового правительства.

Гарантии неприкосновенности храмов и лавр, гарантии невмешательства во внутреннюю жизнь церквей были даны на всех уровнях, начиная с и.о. президента Украины А.В. Турчинова. Также и в рамках Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций существует консенсус: ныне не время передела храмов, поскольку это может спровоцировать "югославизацию" событий в Украине. Мир и взаимовыручка приводят к важнейшему выигрышу для новой власти: УПЦ МП выступает как последовательная патриотическая сила, призывающая армию и народ защищать родину против любой агрессии, апеллирует к Патриарху Кириллу (Гундяеву), обращается с призывом образумиться и к Путину, свидетельствует о способности украинского народа и власти самим защитить все права и обеспечить все интересы верующих перед Европой и мировым сообществом.

Поддержка УПЦ МП во многом оказалась критически важной для новой власти и Украины в эпоху после Януковича. Искренность и естественность этой поддержки обеспечивалась преемственностью этого курса всему направлению политики митрополита Владимира (Сабодана) как предстоятеля в 2005-13 гг. и митрополита Антония как канцлера УПЦ МП в 2012-2014 гг. Конечно, на местах встречались отдельные вспышки панических настроений, но они порождены скорее или незнанием реальной собственной силы, или же чувством отвращения к политике молчания со стороны Патриарха Кирилла и провокаций во стороны его ближайшего окружения.

Вообще украинцы - удивительно терпеливый народ. Если бы на нашем месте были грузины или поляки, одного заявления Чаплина было бы достаточно, чтобы все как один просто ушли, громко хлопнув дверью. А всех этих провокационных заявлений были десятки и - тем не менее - мы терпим и любим. И даже выпрашиваем гарантии, сохраняем, развиваем. Почему и зачем - мне лично не до конца понятно. Но главное - ситуация была стабильной и имеет стойкую тенденцию к благоприятному для УПЦ МП развитию.

Мало того, УПЦ МП нужна новой власти как адвокат Востока перед нею, и наоборот - адвокат власти перед Востоком. Всю Украину нужно наново "сшивать", и роль украинского православия вообще и УПЦ МП в этих процессах может быть такой же значительной, как роль казачества в 16-18 столетиях.

Акт второй, проба сил: УПЦ МП тактически ведет вперед

За прошедший месяц УПЦ МП и УПЦ КП пришли к общим точкам соприкосновения.

1. Как сами переговоры, так и их возможные результаты должны быть только в поле канонов Православной Церкви. При чем эти каноны должны интерпретироваться не произвольно, а в рамках Священного Предания Православной Церкви. Об этом заявил Архиерейский Собор УПЦ КП и "профильная" комиссия УПЦ МП, а до этого - Патриарх Кирилл и Синод УПЦ МП.

2. В переговорах нужно учитывать не только нормы канонов и их идеальную осуществимость согласно с Преданием, но и реальный опыт преодоления расколов в недавнем прошлом (Болгария, РПЦЗ(Л), до этого - ПЦА, Польша, Грузия, обновленцы).

3. Переговоры могут быть успешны при отсутствии политических мотивов. Де-факто, в переговорах должно быть ровно столько политики, сколько захотят допустить сами Церкви. Пока что политический аспект минимизируется, а максимума достигает церковность мотивов обеих сторон. Качество епископата и УПЦ МП, и УПЦ КП за прошедшие со времен Ющенко годы значительно улучшилось, число фобий среди прихожан минимизировано, политические спекулянты на церковной тематике находятся в числе политических пенсионеров. В этих условиях наличие искреннего желания объединяться для многих оказывается неожиданностью. Да, епископат УПЦ КП хочет признания мирового православия, а УАПЦ желает этого еще более. Да, УПЦ МП переживает боль раскола и не желает мириться с его наличием. Это блаженнейший Владимир ждал, что Бог Сам вразумит раскольников. У митрополита Онуфрия и митрополита Антония есть то, что можно назвать принципиальной нетерпимостью к беспорядку: с расколом нельзя мириться, пускай все нормализуется здесь и сейчас.

Таким образом, мотив порыва к единству оказывается строго церковным. В стране не может быть много православных Церквей, а должна быть одна Православная Церковь. УПЦ КП настаивала на политических мотивах, добавляя к традиционному для себя "национальному государству - национальную церковь" в качестве промежуточного звена "будущее в ЕС". Но внесение такого рода мотивов в официальную логику переговоров априори невозможно в украинской ситуации так же, как и исповедание любого другого политического мифа ("братство народов", "православная цивилизация", "русский мир", "киевское христианство" и т.д.). УПЦ МП сегодня является единством разнообразия, которое сохраняется ценой все большего отказа от политической логики и концентрации на просто православно-христианской идентичности (парадокс, но украинское православие близко к тому, чтобы наиболее адекватно выражать вселенскую сущность православия сегодня).

УПЦ КП и УАПЦ прошли большой путь от концентрации на национальных мотивах к победе собственно церковного сознания, что и сказывается в сегодняшней жажде обретения полноты подлинно церковной идентичности. Будущее единое украинское православие возможно как раз благодаря своей аполитичности, принципиальному отказу от конкретизации своей политической позиции, исповеданию общей открытости к обществу и государству. Признание всякого ближнего - это уже сегодня простое условие возможности и украинского православия, и Украины. Таким образом, хотя изначально УПЦ КП настаивала на политических мотивах, де-факто события развиваются в сторону отсутствия влияния политической целесообразности.

Акт третий, неуступчивость инициатора: УПЦ МП стратегически выигрывает

УПЦ МП также настаивала том, что сами переговоры могут начаться только при представлении со стороны УПЦ КП как инициатора процесса "дорожной карты" возможного объединения. Де-факто, УПЦ МП отказалась обсуждать первые взаимные уступки, даже если они остро необходимы и назрели (например, признание крещений УПЦ КП), если не будет видения, чем может быть завершен весь процесс переговоров. Такая позиция была поддержана и в интервью Илариона Волоколамского, главы ОВЦС МП.

Натиск УПЦ МП привел к тому, что УПЦ КП таки отрыла собственные карты. В интервью Патриарха Филарета и архиепископа Евстратия было заявлено о следующем видении будущей единой УПЦ: "Каждый приходит с тем, что есть, и остается с этим". Что это значит в конкретике:

1. Единый Архиерейский Собор, в котором большинство за УПЦ МП, меньшинство - за УПЦ КП. При этом епархии каждого архиерея остаются неизменными, а титулы епископов УПЦ КП являются предметом обсуждения.

2. Единый Синод, в котором большинство от УПЦ МП.

3. Единый предстоятель, которым, по мысли УПЦ КП, должен быть Патриарх Филарет.

Вот тут УПЦ КП сразу проиграло информационную войну с УПЦ МП, даже не ввязавшись в военные действия.

Выдвижение условием объединения предстоятельства Патриарха Филарета компрометирует весь план УПЦ КП и делает очевидным, кто является виновником возможного провала официальных переговоров. УПЦ КП прекрасно известно, что предстоятельство Патриарха Филарета в будущей единой Церкви категорически неприемлемо для епископата УПЦ МП по следующим причинам:

1. Личный стиль руководства Патриарха Филарета, близкий к диктатуре, административному произволу. Конечно, Патриарху Филарету с помощью своего стиля удалось создать и сохранить УПЦ КП, воспитать собственное поколение епископов, лично преданных ему и его делу. Но нет и не будет никаких причин для того, чтобы епископы УПЦ МП согласились признавать эту личность и этот стиль управления. Даже если бы сегодня Патриарх Варфоломей вынул из архива папку со всеми апелляциями Патриарха Филарета, признал его законным Киевским митрополитом, аннулировал бы анафематствования, объявил бы его Церковь центром для объединения - епископат УПЦ МП остался бы на месте и не сделал бы ни одного шага к сближению. Патриарх Филарет лично неприемлем, лично не будет признан, лично не может быть лидером для всех. Та же самая проблема у Патриарха Филарета с УАПЦ. Даже если бы Патриарх Варфоломей канонизировал Филарета при жизни, УАПЦ не объединилась бы. Таким образом, "кадры решают все", и в данном случае будущее украинского православия в руках одного человека. Сегодня он может погубить дело последних двух десятков лет своей жизни, боясь передать бразды правления более молодому поколению украинского епископата.

2. Неприятие Патриарха Филарета в широких массах священства и верующих УПЦ МП и УАПЦ. Это неприятие не преодолеть ничем. Даже если к каждому человеку приставить штатного пропагандиста и агитатора, применить все силы государственной машины не только Украины, но и всех стран мира, Патриарх Филарет все равно останется неприемлемой фигурой для верующих УПЦ МП и УАПЦ.

Конечно, Патриарх Филарет и сам понимает, что выставляет самого себя фактическим виновником провала процесса объединения еще до его начала. Потому он пытается рассказать, что, возможно, он еще и передумает, и что на объединительном Соборе можно было бы как-то уйти в отставку, но при гарантии последующего выбора его же.

Признав в документах Поместного Собора 2013 года, что будущий предстоятель объединенной Церкви должен быть от УПЦ МП и именно поэтому не нужно выбирать после смерти Патриарха Филарета нового предстоятеля, выбрав заранее местоблюстителем митрополита Епифания, теперь вдруг УПЦ КП изменяет общему алгоритму и заявляет, что нет, предстоятель должен быть от них. Смешно, имея меньшинство во всем, требовать предстоятельства. При всем уважении к Патриарху Филарету - это невозможно. Мальчишество, с которым от УПЦ МП требуют согласиться на предстоятеля от УПЦ КП, похоже на желание ребенка, чтобы родители достали луну с неба и немедленно.

А куда спешить УПЦ МП? У нее 13 тысяч приходов против 5 тысяч УПЦ КП. У нее перевес в епископах. У нее легитимность.

При преодолении болгарского раскола у Патриарха Максима была только легитимность, но по первым двум пунктам он был в меньшинстве - и то объединение происходило с его предстоятельством. Тем более в ситуации Украины нет вообще никакой причины для УПЦ МП соглашаться на предстоятельство от УПЦ КП вообще: не только Филарет, но и любая другая кандидатура на первую должность в объединенной Церкви - это ядерный удар по всему делу объединения и стирание в радиоактивную пыль всего и вся (в духе Д. Киселева). Самое большее, на что может претендовать УПЦ КП в объединенной Церкви, - это должности секретаря Синода и управделами (вторая и третья в ранге, или же - объединенная). При пакетном голосовании возможен только такой размен, в котором предстоятель - от УПЦ МП. Сегодня у нее есть несколько достойных кандидатов, которые могли бы справиться с таким грузом ответственности. Некоторые из них - очень приемлемы для УПЦ КП и УАПЦ, другие - более чужды. Чем дольше УПЦ КП затягивает с признанием исторической неизбежности - тем более она проигрывает собственное будущее.

Акт четвертый, новый герой начинает сначала: УПЦ МП концентрируется

24 марта УПЦ МП на заседании своей комиссии по диалогу все-таки объявила о желании вести переговоры. Целью этих переговоров названо единство. Средством - каноническое право и опыт преодоления расколов в других странах.

Де-факто, теперь УПЦ МП должна сформировать свои предложения для УПЦ КП, и это вызов для руководства УПЦ МП. Нужно предложить и свое общее видение, и план первых шагов. Кстати, касательно первых шагов, единство позиций все-таки возможно. И потому общее заседание комиссий возможно уже на следующей неделе, - во всяком случае УПЦ МП будет принимать об этом решение скорее всего в понедельник. Патриарх Филарет рано или поздно сорвет естественный процесс взаимного сближения, объявив или о том, что "все или ничего", или же сказав, что "УПЦ МП виновна в срыве переговоров". Но это - его свобода.

УПЦ МП как никогда ранее готова к переговорам, и именно это беспокоит стареющего Патриарха. Достигнуто единство епископата УПЦ МП - за исключением нескольких попыток создать волны путем манипуляций и провокаций - все спокойно. Достигнуто умиротворение в народе: практически все доверяют епископату - и на Востоке, и на Западе.

Митрополит Владимир ощущает себя лучше. Митрополит Онуфрий дал чувство стабильности, митрополит Антоний обеспечил контролируемость всех процессов в УПЦ МП.

Каким может быть "принуждение к единству" от УПЦ МП?

Все это не так уже и важно.

Гораздо важнее сам факт: после победы революции УПЦ МП, оказавшись в условиях свободы, - не проиграть УПЦ КП, суметь стать главным и ведущим в спарринге, а не ведомым. При этом практически не применяя ни насилия, ни давления. Просто используя силу удара противника. Вот такое айкидо (Напомним: "Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение - агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита - уход или бросок, который использует агрессию нападающего. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи"). Прекрасно показавшее себя в прошлый месяц айкидо уже невозможно в дальнейшем. Теперь нужно что-то решать.

И тут абсолютно добровольно руководство УПЦ МП ограничивает себя такими условиями:

1. Все действия УЦП МП всегда должны соответствовать букве и духу канонов.

2. Только УПЦ МП может быть формальным центром объединения.

3. Единство УПЦ МП не может быть предметом риска. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы, объединяясь в одном направлении, УПЦ МП теряла в другом. Это не соответствовало бы самому соборному, то есть вселенскому характеру Церкви. УПЦ должна вмещать всех, быть всем для всех. А потому - должна быть единством разнообразия, единством всего позитивного, что есть в украинском православии.

4. УПЦ МП должна сохранять хорошие рабочие отношения с УПЦ КП и УАПЦ даже в том случае, если объединение не будет достигнуто. Улучшение отношений нужно не только для сохранения религиозного мира в Украине - оно является первейшей задачей как для государства, так и для церквей, религиозных организаций, гражданского общества, всего украинского общества в целом.

5. Необходимо сохранять чистоту православия, а потому нельзя допускать присутствия любых утопических проектов более широкого единства, выходящего за рамки православия. Сегодня все необходимое для общества и государства сотрудничество верующих вполне достижимо в рамках Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций. Это сотрудничество, испытанное на практике в тяжелейших условиях исторических кризисов, прочно как никогда ранее. УПЦ МП достойно несет сегодня миссию председательствования во ВСЦиРО, работая на синергию позитивных усилий, направленных на защиту и укрепление Украины, религиозного мира, общественной морали, присутствия церквей в общественной жизни сегодня и в перспективе. Не чувствуя потребности в чем-либо другом, кроме этого сотрудничества - с одной стороны и достижения православного единства - с другой стороны, УПЦ МП руководствуется императивом: в одной стране - одна православная Церковь, чей статус должен быть определяем мировым православным христианством.

6. УПЦ МП настаивает на свободе от любой государственнической идеологии, какой бы она ни была в Украине. УПЦ МП в общем ориентирована на общество более, чем на государство. В Украине же общество было и будет разнообразным, и УПЦ МП по своему внутреннему единству разнообразия вполне соответствует состоянию общества. Унификаторские же позиции государства изначально не могут быть успешны при всех попытках украинского государства применить их к УПЦ МП. Тем более не могут иметь успеха аналогичные попытки других государств.

7. УПЦ МП настаивает на том, что ни одного дня она не может терпеть канонической изоляции от "мирового православия", а потому в такую ситуацию просто необходимо не попадать при всех процессах объединения. Сохранение единства с "мировым православием" - основание, обсуждению не подлежащее.

Все остальное - пространство для дискуссии. Но аксиомы уже даны, даже если они еще до конца не артикулированы. Впрочем, очевидно, что все эти аксиомы - позиция сильной Церкви, имеющей большинство среди верующих Украины. Сегодня каждое воскресение в храмах УПЦ МП более 1 млн. 200 тысяч прихожан, в храмах УПЦ КП - около 500 тысяч. Уступать или отступать просто невозможно. Весь этот актив может принять только один сценарий развития событий - "присоединение отошедших братьев". Условия этого присоединения могут быть максимально благоприятными для них, но это должны быть условия восстановления единства, а не что-либо другое. Те же православные, которые неактивны в своей православной жизни, а таких - миллионы и миллионы, могут прийти в храмы в результате восстановления единства. Не нужно забывать, что в условиях Украины разделение - одна из причин для уныния "пассивных православных", а восстановление единства, по прикидкам социологов религии, может стать причиной волны энтузиазма, способного увеличить число активных прихожан более чем вдвое.

Исторические вызовы не пришли внезапно. Украинское православие росло к сегодняшней точке возможностей долго и напряженно. Уже давно 2014-15 годы назывались как горизонт открывающихся новых возможностей. Как эти возможности будут использованы - увидим. Одно можно сказать точно: последние недели показали, что у руководства УПЦ МП есть и мужество, и "устойчивость на разрыв", и прекрасная общая интуиция. Думаю, мы увидим очередные победы УПЦ МП в этом году, и пусть в результате выиграют все.

церковь, украина, orthodoxy, вселенская церковь, церковные новости

Previous post Next post
Up