Когда и как можно крестить детей (а когда нельзя)

Mar 30, 2013 11:44

приводит pa_o_lina

Когда и как можно крестить детей

Ierom. Petru (Pruteanu). Când și cum putem boteza copiii (14.11.2012). Перевод с румынского.


Хотя большинство считает, что им известен ответ на этот вопрос, на практике мы сталкиваемся с дремучим невежеством в сочетании с равнодушием. В результате, у нас крайне мало православных, которые осознают свое крещение и взятую на себя ответственность в связи с этим. Вот почему я бы хотел перечислить по пунктам несколько важных мыслей. На мой взгляд, их должен знать каждый христианин. В особенности это важно помнить родителям и крестным, которые приносят своих детей к купели, а также священникам, которые совершают эти крещения.

1. Прежде чем сказать, что же такое крещение, отметим, чем оно НЕ является. Дело в том, что среди христиан распространено слишком много мифов и ложных учений о крещении и его последствиях. Большинство приносят крестить своих детей ради обычая, в который даже не хотят вникать. Немало "православных" считают, что ребенка надо крестить как можно быстрее, чтобы он хорошо спал, был здоровым, не выплевывал пустышку, чтобы его не сглазили и чтобы он мог выходить из дома. Но Христос оставил таинство Крещения не в качестве снотворного или возможности безбоязненно выходить из дома. А те люди, которые так думают, если до сих пор не удосужились открыть Библию и разобраться, что такое крещение, пусть подумают хотя бы логически. Если только в Китае и Индии насчитывается более двух миллиардов некрещеных человек, и все они нормально спят и живут дольше, чем мы, не страдают от сглаза и не имеют проблем с выходом из дома, то почему ребенок, рожденный от крещеных и венчанных родителей, должен бояться чего-то подобного? И доколе у нас будут столь низменные представления о таинствах Церкви?

2. Христос дал крещение как возможность, как шанс и божественный дар, а не как обязанность или обычай. Когда родители заводят ребенка, они не ставят перед собой задачу его родить только потому, что "так надо", или для того, чтобы в день его рождения у отца был повод выпить. В нормальном случае родители думают о росте и дальнейшей жизни малыша, а сам ребенок, пусть и бессознательно, не мыслит себе существования в отрыве от родителей. И подобно тому, как рождение является не самоцелью, а этапом, через который человек проходит от внутриутробного развития до вхождения в саму эту жизнь, так же и крещение, как духовное рождение "от воды и Духа» (Ин 3:5), - это не самоцель, но только начало духовной жизни. Крещение - это не конец того, что положено в связи с рождением ребенка, как часто выражаются родители: "Я его покрестил и на этом успокоился". Крещение - это только начало жизни во Христе и Церкви. Все только начинается. Если же те, кто приносит крестить ребенка, сами не имеют живой и постоянной связи с Церковью, то почти с полной уверенностью можно утверждать, что их ребенок также не будет иметь никаких отношений с Церковью. Если же и будет у ребенка такая связь, то благодаря не родителям и крестным, а внешним факторам, что их не оправдывает, но тем более осуждает.

Те, кто крестят младенцев и после этого отрывают их от их Отца и Матери, т.е. от Бога и Церкви, подобны тем, кто рождают детей и затем выбрасывают на помойку, не заботясь об их жизни.

И горе тем священникам, которые оказываются соучастниками таких духовных преступлений, не объясняя родителям и крестным ни смысла крещения, ни возлагаемого на них бремени ответственности в качестве поручителей ребенка, обязанных воспитать его по-христиански. Еще хуже то, когда люди действительно хотели бы все это знать, но священники не утруждают себя разъяснениями, а потом всю вину сваливают на родителей. Словно священник - это некий наемник, который совершает магические действия, или чиновник в банке, который выдает кредиты, но ему все равно, есть ли у клиентов средства их вернуть, или же он не говорит им о последствиях неуплаты долга в срок.

3. Важнейшим условием крещения является искренняя вера в Бога, отречение от сатаны и всех дел его и следование за Христом. Когда Спаситель послал апостолов в мир, Он велел им не крестить всех скопом, но, прежде всего, научить все народы (Мф. 28:19-20) и крестить тех, кто уверует в Евангелие (Мк. 16:15-16).

Неопротестанты, ограничиваясь прямым смыслом текста, крестят только взрослых людей, которые могут сознательно верить в Евангелие, а веру рассматривают скорее как усвоение некоторых стихов, толкуемых на свое усмотрение. Тем не менее, акцент на вере правилен, и необходимость верить в той же степени действительна для Православной церкви. Разница между нами и неопротестантами состоит не в том, что одни требуют исповедания веры, а другие нет. Православная церковь также требует от кандидата на крещение исповедовать веру, но принимает в качестве исключения (которое повсеместно распространилось), когда веру исповедуют родители или крестный.

Крестить без испытания веры и религиозных познаний родителей и крестных - это нечестие и попирание таинств Церкви. Священники как "домостроители (а не дистрибьюторы) тайн Божиих" (1 Кор 4:1) не должны этого допускать, невзирая ни на какие обстоятельства!

Попробуем проанализировать случай с эфиопским евнухом, о котором повествуется в книге Деяний (8:26-39). Дух Святой посылает Филиппа к евнуху (ст. 26-29), и он находит того, читающим Священное Писание (ст. 28). Филипп разъясняет непонятный тому фрагмент из Писания и говорит о спасении, пришедшем через Христа (ст. 30-35). Евнух видит воду и говорит: "Вот вода; что препятствует мне креститься?" (ст. 36). Однако мы видим, что Филипп реагирует совершенно иначе, чем священники в наши дни. Он не говорит: "Ну вот, Дух Святой меня послал, а этот человек издалека, из самой Эфиопии. Надо его срочно крестить, чтобы с ним по дороге чего-то не случилось или чтобы он не умер", хотя опасностей было предостаточно. Даже того обстоятельства, что эфиоп читал Священное Писание и жаждал понять читаемое, не было достаточно для Филиппа, чтобы согласиться его крестить. Разумеется, социальный статус и богатства того евнуха, "министра экономики" в Эфиопском царстве, также не были для него аргументом. И Филипп отвечает на вопрос евнуха так: "Если веруешь от всего сердца, можно". Он сказал в ответ: "Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий" (ст. 37). Только тогда Филипп остановил колесницу и крестил евнуха (ст. 38).

Таким образом, оправданий к тому, чтобы поступить иначе, чем поступил Филипп в ситуации с эфиопом, не существует.

А когда родители обращаются к священнику с просьбой крестить их ребенка, он обязан начать длительный процесс катехизации, в котором объяснит основные учения Церкви и их обоснование в Священном Писании. Только после всего этого можно говорить о крещении. Например, 46-ое правило Лаодикийского и 78-ое правило Трулльского (VI Вселенского) соборов предусматривают обязательную катехизацию для кандидатов на крещение и даже их еженедельную «экзаменацию». Только в том случае, если оглашаемый тяжело болен, священник может совершить крещение без катехизации. Но даже в таком случае священник обязан спросить кандидата (или его поручителя), верит ли он в Святую Троицу в спасение через Христа, воскресение из мертвых и вечную жизнь. Если новокрещенный остается в живых, священник обязан его огласить после крещения (47-ое правило Лаодикийского собора). Разумеется, подобные случаи крайне редки. Чаще всего, нет никаких оснований спешить с крещением без катехизации.

4. Многие священники призывают родителей крестить младенцев как можно скорее, но не рассказывают им о вере, об ответственности, о вечной жизни и т.д. Все рассматривается с точки зрения сиюминутных выгод. Однако следует подчеркнуть, что церковь допускает и рекомендует крещения детей, но никогда этого не требует, особенно если нет соответствующей подготовки. В третьем веке Тертуллиан настаивал на отсрочке крещения младенцев («О Крещении», гл. 18), не соглашаясь с неоправданной поспешностью в принятии крещения. В четвертом веке святитель Григорий Богослов, который, будучи сыном епископа, крестился только в тридцать лет, рекомендовал крестить детей в возрасте не младше трех лет, "когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме" (Слово 40, PG 36, col. 400). Эта рекомендация соблюдалась в церкви до девятого века, когда начало распространяться крещение годовалых или даже сорокадневных детей, но никогда без катехизации.

Однако в наши дни, еще со времен турецкого владычества, все превратилось в "конвейер религиозных услуг". Акцент ставится только на количество, а о качестве никто и не говорит. По крайней мере, не знаю ни одного архиерея в Румынской православной церкви, который требовал бы от священников определенного числа предкрещальных огласительных бесед и следил бы за их качеством и регулярностью.

Еще хуже обстоит дело в Православной церкви Молдовы, хотя Архиерейский собор Русской православной церкви в 2011 году принял очень четкие решения по этому вопросу. Отчего нам тогда удивляться нашим "христианам" или тому, что некоторые из них, которые были крещены и сызмальства причащались в Православной церкви, превратились в ожесточенных атеистов, не говоря уже о том, что тюрьмы полны тех же "православных"? А чего иного следует ожидать, если мы только даем им целовать Евангелие, но не читаем им из него и не объясняем, чтобы в них зажегся огонь веры и любви к Богу и ближним. Ведь, как мы знаем, "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17). Родиться у верующих родителей еще ничего не значит, если они никогда тебе не объясняют, во что мы верим и почему верим так, а не иначе.

(Продолжение следует)

крещение, 1 катехизация

Previous post Next post
Up