Бессмертна ли душа?

Jan 16, 2013 23:44

В отношении о.Г.Кочеткова выдвигается, как одно из, обвинение в отрицании "бессмертия души".
Я почитал перепалки (именно перепалки, см. под обрезкой; дискуссии пока не вижу) между его сторонниками и противниками.
Но я пока не понял его (и их) позицию.
Уважаемые члены ПСМПБ!

Не могли бы вы отчётливо объяснить вашу позицию?
Я в богословии и богословской терминологии ориентируюсь.
Я пока не понял, что вы подразумеваете

1. под понятием душа

2. как вы мыслите судьбу человека после смерти (в частности, как трактуете известные евангельские места).

(Что центр христианской веры вокресение мёртвых я в курсе.)

Вот что на эту тему пока встретил:

Прот. Александр Шмеман о вере в бессмертие души:
"Разве не есть христианская вера прежде всего вера воскресения Христа из мертвых и в то, что «восстанут мертвые и сущие во гробах возрадуются»? Да, конечно, все это так. Но, пожалуй, и в самом христианстве, и у самих христиан тоже ослабела эта победная, эта действительно новая и с точки зрения мира сего безумная вера. И христиане тоже стали тихонько возвращаться к Платону с его противопоставлением ни жизни и смерти как двух врагов, а противопоставлением двух миров: этого и потустороннего - мира, в котором якобы блаженствуют бессмертные души людей. Но ведь Христос говорил совсем не о бессмертии души - Он говорил о воскресении мертвого. И как не видят, что между двумя этими явлениями существует целая пропасть. Ведь если дело только в бессмертии души, то тогда, в сущности, и смерти никакой нет. И зачем тогда все эти слова о победе над ней, о разрушении ее и о воскресении: «Последний же враг истребится - смерть» (1Кор.15:26)..."

adam_a_nt

13 января 2013, 20:07:51 Local

Флоровский пишет много чего интересного и о языческом (платоновском) понимании бессмертия души, и о христианском. В своей статье "О воскресении мертвых" он собрал и систематизировал мнения святых отцов (очень разные, кстати) о смертности и бессмертии души и о воскресении из мертвых. Его выводы очень просты и красивы (и я с ними согласна):
1) христиане не могут веровать в языческое (платоновское) бессмертие души, ведь в этой вере нет места воскресению мертвых;
2) воскресение, как восстановление и преображение всецелого человека, затрагивает всего человека - его тело, его душу, его дух, а не только тело;
3) языческое (платоновское) понимание бессмертия души проникло в христианство и в христианское богословие (это вывод Флоровского), что не хорошо, однако является фактом.
И ещё.
Языческую (платоновскую) версию веры в бессмертие души я считаю неприемлемой для христиан. И пока еще не встречала ни одного вменяемого богословского текста с критикой этой статьи прот. Георгия Флоровского.
Так что "иеговистом" Флоровского ни о. Иоанн Привалов, ни я, не делаем))

diаk kurаev

13 января 2013, 20:35:00 Local

Ну хоть одна цитата, где бы Флоровский или кто то из Отцов говорил что душа исчезает со смертью тела.

adam_a_nt

13 января 2013, 20:57:58 Local

Какой странный вопрос. Разве душа может исчезнуть "со смертью тела"? Или вы утверждаете, что есть отдельные "смерть тела" и "смерть души"? Кстати, ещё и дух есть, если вспомнить о трихотомии апостола Павла.
Смерть человека - это разделение, распад его духа, души и тела, разрушение целостного человеческого существа, а не просто "смерть тела".

---

kir_a_m

13 января 2013, 17:43:34 Local

Комментарий со ссылкой был сочтен за спам. Посмотрите "Богословские Статьи" прот. Георгия Флоровского. 5.
О воскресении мертвых.

Там о смертности души вполне развернуто и убедительно он пишет, ссылаясь на св. Иустина Мученика, св. Феофила Александрийского, св. Иринея Лионского и др., кстати в противовес языческому представлению о бессмертии души у платоников.
С другой стороны, «Грех смертный - грех, ведущий к погибели души. Пребывающий в смертных грехах признается умершим душою». Если душа бессмертна, то как она может умереть?! И зачем тогда нужно Воскресение?

**

Статья прот. Г.Флоровского:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=315

**

+френд обещает ещё подробно написать:

http://christ-civ.livejournal.com/153078.html

жизнь после смерти, богословие, кочетков г, флоровский

Previous post Next post
Up