интервью Самуцевич
"Портал-Credo.Ru": Катя, расскажи о своих дальнейших планах в деле освобождения Надежды и Марии и в творчестве.
Екатерина Самуцевич: Много планов. Все я не буду раскрывать, потому что все, что касается творчества группы, - это секретная информация. Что касается Нади и Маши, то будем, естественно, бороться за их освобождение. Сейчас подаем документы на отсрочку приговора. У них есть несовершеннолетние дети, потому будем сейчас использовать все юридические методы.
- А какие отношения у них и у тебя с адвокатами после недавних скандалов в связи с брендом "Pussy Piot". Мне сложно оценить, что там правда, что ложь. Как ты думаешь?
- Ну я не знаю, мне сейчас не интересен тот конфликт, потому что мне интересно сейчас освобождение Нади и Маши. А вот в какие-то конфликты вступать мне не интересно. Сейчас я не хочу комментировать эту ситуацию, я не хочу этой грязи, которая идет от них. Почему-то они никак не могут от меня отстать и все время меня в чем-то обвиняют. И всех остальных участниц группы.
Не знаю, но по-моему надо наоборот акцентироваться на других вещах. На защите Нади и Маши, на надзорной жалобе, на Евросуде - вот на таких вещах.
- Наш Портал, как известно, специализируется на религии. Расскажи, пожалуйста, какое духовное содержание вы вкладывали в акцию в ХХС 21 февраля, насколько эта акция была запланированной или спонтанной. И была ли она исключительно политической?
- Ну, конечно, не спонтанной, конечно, политической, это политическое искусство. Мы - художники, группа "Pussy Riot" еще с осени 2011 г. выступает, и эта форма - несанкционированного выступления в балаклавах и платьях - была разработана еще тогда. И каждый раз мы её использовали, она продуманна. Она сделана специально - в этом приеме несанкционированности мы протестуем против властей, против контроля властей над поступками граждан, потому что власти требуют каждый раз на любое действие просить разрешение у них - но это совершенно не обязательно делать. Потому что иначе все превращается в тотальное подконтрольное государство и в этом государстве очень сложно как-то критически высказываться.
Нам очень важно делать несанкционированные выступления, потому, естественно, все кажется неожиданным, как будто мы все сделали спонтанно, но на самом деле все продуманно.
- Вы затронули важную тему спайки Церкви (РПЦ МП) и власти, то есть вы тоже задумывались об этом серьезно?
- Да, об этом трудно было не задумываться, потому что эта тема поднималась последние лет пять как минимум, да и даже раньше. И она в последние годы становится все острее и острее. Потому что, скажем так, медийно РПЦ МП ведет себя все более смело и смело с каждым годом, и это обсуждается многими людьми. Точнее - начало обсуждаться пару лет назад с приходом нового Патриарха. Эта проблема уже была поднята в обществе, и потому - да, наше высказывание было реакцией на эту проблему.
- А призыв "Богородица, Путина прогони!" чем вызван? Вы обращались реально к Ней или это, скорее, художественный символ?
- Ну да, художественный, потому что мы цитировали эту традицию обращения к Богородице. Потому что к Богородице обращаются, когда уже нет другого выхода, не остается вообще других способов, когда какое-то ощущение безвыходности. И мы хотели показать это ощущение, используя, цитируя такую традицию.
- Но этот призыв в чем-то даже реально подействовал...
- Ну да, наверное, власти его поняли очень хорошо.
- Ваша акция в ХХС стала переломной для общества - очень многие стали прозревать и трезво смотреть на ситуацию в стране. И за это вам большое спасибо! Очень многие благодарят вас. Но как вы относитесь к тому, что многие увидели в акции прежде всего религиозную составляющую, что именно это так активно освещалось в прессе?
- Да, такое явление получилось, потому что в том были заинтересованы власти. Они попытались перевести наше выступление из политической, художественной, феминистской плоскости в плоскость религии. И по федеральным каналам шли передачи, где поднимался этот религиозный момент. Также он поднимался в суде по понятным причинам, потому что сами потерпевшие - работники храма, они постоянно говорили о религиозном моменте, и даже наши адвокаты тоже поднимали религиозную составляющую, которую, честно говоря, мы изначально не вкладывали.
- Мне кажется, люди, которые даже не задумываются о религии, которые не считают себя верующими, бывают часто ближе к истинному пониманию Бога, они просто отстаивают правду, а где сейчас правда, там и Божество...
- Мне кажется, это уже не столько проблема религии, сколько проблема религиозной философии. Мне кажется, что проблема Церкви - не философская, а это проблема институции, которая устанавливает некие религиозные каноны, устанавливает свое прочтение религиозных текстов. В России, к сожалению, традиция Русской Православной Церкви такова, что она всегда сотрудничает с властью. Только в некоторые периоды, когда власть была против Церкви, Церковь была вынуждена уйти в тень. И сейчас наступают такие времена, когда Церковь опять начинает сотрудничать с властью и становится, по сути, чуть ли ни государственным институтом политической пропаганды властей, что странно, потому что в Конституции написано, что у нас светское государство. Религия и политика должны быть отделены, в том числе и Церковь и политика.
- И должна быть равная свобода для всех религий, учений, направлений?
- Да, должен соблюдаться так называемый принцип нейтралитета - равное отношение ко всем религиозным группам и нерелигиозным.
- Как твои родители? Наверное, очень рады освобождению?
- Мой папа, конечно, рад, что я вышла. Он понимает политическую составляющую, но он не очень понимает, что это была, например, феминистская акция, художественная акция - жест с территории феминистского искусства. Вот этого он не очень понимает. Но для меня уже победа, что он понял, что есть оппозиция в России, есть люди, которые критически относятся к власти, понимают, что нужно бороться против власти, по крайней мере, защищать свои гражданские права и не сидеть сложа руки. Это он понял и увидел репрессивное действие власти, потому что когда твоего родственника сажают в тюрьму за обычную художественную акцию, за мирную акцию, становится ясно, что этот миф о репрессивности властей - реален.
- Еще акция "Pussy Riot" затронула несколько важных тем: что у нас нет Церкви, какой она должна быть, у нас нет судов, какими они должны быть, нет правосудия. И вот сейчас, когда девушки находятся в колониях, сфера внимания прессы, общественности обратилась к тюрьмам, и мы увидели, что у нас много нарушений там, много несправедливого отношения к людям, пыток, невинно осужденных, политзаключенных, что наша страна в самом деле Русь сидящая. Мне интересно, как это дальше будет развиваться, и как девушки помогут что-то сдвинуть в этом отношении.
- Конечно, естественно, такие дела, где очень много людей следят за процессом, вскрывают эти проблемы общества, о которых и так говорят. Конечно, о тюрьмах всегда говорят. Я видела огромное количество статей, которые выходят каждый год о тюрьмах. Это проблемы, которые государство отказывается решать напрочь. Может, в Москве еще не так плохо, но дальше, если выехать за пределы Москвы, то все ужасно, время застыло, как будто 37-й год, как будто человек попадает в машину времени и его относит на 80 лет назад.
И это все странно выглядит, потому что об этом говорят очень много, долго, есть правозащитные организации, те же "Amnesty International". Но наше государство продолжает все это игнорировать, каждый год. Каждый год они должны встречаться с комиссарами ООН и давать отчеты по прогрессу в правах человека. И каждый раз отчетов как таковых нет, ничего нет.
Россия упала сильно по рейтингу в сфере прав человека. Даже наоборот, создается впечатление, что нашим властям выгодно изображать из себя репрессивных властителей, которые просто сажают в тюрьмы своих граждан, не жалеют никого. Видимо, властям выгодно создать образ безграничной агрессии.
Но это все очень сильно удивляет, потому что есть предел терпения, и люди все это видят, все это накапливается. И скоро у наших властей уже не будет шанса на то, чтобы граждане дали им шанс на пребывание у власти.
- А вы надеетесь на поддержку зарубежной общественности, зарубежных организаций, которые могут повлиять как-то на власть?
- Ну конечно, есть много международных организаций: "Amnesty International", "Мемориал" и другие. Много организаций и они помогают. Причем надо отметить, что это делают низовые активисты. Это не то, как пытаются представить наши власти - что их оплачивает Госдеп, это совершенно не так, оплачивают сами люди, граждане других стран, это международное движение не государственное. Причем эти организации, этих активистов, которые находятся в Америке, не любят в той же Америке. Потому что правительство США тоже достаточно имперское, не любит таких активистов, правозащитников.
- Расскажи о вашем отношении к "Femen", к их акциям, например к таким, как спиливание крестов.
- В принципе, они имеют право на такой жест, я не собираюсь их критиковать. Но мы, наша группа, никогда не призывали к таким вещам, нам кажется странным уничтожать какие-то памятники архитектуры, какие-то вещи. Мы призываем искать другие формы протеста, другие формы высказывания. В конце концов, это интереснее, когда у тебя стоит задача найти другую, мирную форму - не крушить, не ломать или спиливать, а другим способом высказать свое критическое видение мира.
Я наблюдала за биографией "Femen", мы смотрели за ними и, к сожалению, очень многие путают нас, хотя у нас есть огромное различие. Они себя называют феминистской группой, но, честно говоря, форма их действий не совсем нам близка. Мы призываем бороться со стереотипами, стереотипами феминной женственности, гетеросексуальной, такой порногетеросексуаьностью, которую они тоже пропагандируют. У нас просто другая форма, и их форма нам не близка. Хотя, кончено же, они имеют полное право на свои действия. Единственно, мы никогда бы не стали призывать что-то спиливать, кресты тем более. Хотя я понимаю, почему они это сделали - возможно, хотели выразить свое возмущение.
- Скоро в Москве пройдет антиклерикальный митинг "Россия без инквизиции" (24 ноября). Что ты можешь сказать на эту тему? Как можно решить эту проблему?
- Очень просто. Её можно решить адекватным мышлением, потому что когда люди адекватно мыслят, они никогда не будут вестись на такие вещи, на законы, которые сейчас хотят принять. Я имею в виду уголовную ответственность за религиозные оскорбления. И потому этот закон просто не будет воспринят никем и не будет принят. Я думаю, что это такая попытка создать информационный повод, вокруг этой темы, которая властями сейчас используется как информационный шум, потому что на самом деле власть пытается прикрыть свою неудачную политику - гражданскую, социальную, международную. Ведь она явно неудачна - много ошибок и мало что делается на пользу людям, на пользу гражданам России. И это надо как-то прикрывать, потому и подкидываются постоянно такие странные идеи - давайте вот такой закон, сякой закон. В том числе, опять-таки наш судебный процесс очень часто использовался в новостях как такая затычка для обсуждения проблем, т. е. не будем говорить ни о чем, а давайте просто о "Pussy Riot" поговорим. Здесь явное нежелание говорить о реальных проблемах, которые сейчас есть на данный момент, а их очень много.
- Но проблема инквизиции стоит в России, и составляет угрозу?
- Да, она стоит, но это такая форма репрессий, это просто у властей такой проект по созданию новых форм репрессий. Под прикрытием религиозных мотивов. По сути, это не совсем религиозные репрессии, это обычные бюрократические репрессии через суд. Как обычно человек совершает, например, кражу и его так же судят. Потому здесь нет непосредственно инквизиции, но есть репрессии, которые были и до сих пор есть. Потому власть просто создает такие более разнообразные методы репрессий.
Беседовала Анна Домбровская
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=96966&cf=