Поздравляю вас с праздником Преображения Господня, братья и сёстры.
Продолжаю публикацию отрывков из книг московского батюшки Вячеслава Винникова.
Из предисловия ко
второй его книге:
"Миссия священника - исцеление «слепых», не видящих Бога. Ещё мальчишкой Слава Винников собирал ребят во дворе, пытаясь доказать им, что Бог существует и без Него жить нельзя. Школьником он записался в центральную библиотеку Москвы и жадно вычитывал из дореволюционных изданий сведения о Боге, Церкви и её людях. Зачитывался поэзией, особенно Есениным, и заполнял тетрадки стихами. Потом он их будет читать маме, матушке, своим друзьям, а позднее - прихожанам. У батюшки есть своего рода поэтическое правило: на Преображение он с амвона читает Пастернака.
<...>
На Иверскую звучит Цветаева, в Великий пост - «Отцы пустынники и жены непорочны…» Пушкина, на Троицу и Покров - «Троицыно утро, утренний канон…» и «Льется пламя в бездну зренья…» Есенина, а на день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» - стихотворение Солодовникова:
Когда мы радости не чаем,
В слепую скорбь погружены,
То тихий взор Её встречаем
И слышим голос: «Спасены».
Стихи он не декламирует, а проживает: будто входит в поэтическое слово и одновременно прислушивается к его звучанию со стороны, соединяется с автором, но при этом остается слушателем."
*
А вот - пишет сам о.Вячеслав:
*
Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса
Каждый раз на Преображение я кладу на могилки своих родных по яблочку, будто приношу и передаю яблоки из рук в руки, передавая им своё тепло и тепло храма, и ту молитву, которая читалась на освящении плодов, и сердце своё, и свою любовь. И вспоминается тогда стихотворение Пастернака - кладбищенское, но в то же время светлое и радостное, Преображенское:
Вы шли толпою врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора
И осень ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры…
Осенние плоды: яблоки, рябина, груши, виноград, слива… Осень нашей жизни: какие плоды мы принесем, и сколько яблок нам ещё осталось съесть: одно, два, три… Кто сможет “смягчить горечь рокового часа”? - Молитвы близких, тех, кто будет рядом, на кого мы надеемся. Дай Бог, чтобы не обманули, не подвели…
Как обещало, не обманывая,
Проснулось солнце утром рано,
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана
С Праздником Преображения и ушедших и живущих.
из книги протоиерея Вяч. Винникова
«Я поверил от рожденья в Богородицын Покров» *
"На Преображение я поехал на кладбище и захватил с собой три яблока. По дороге встретил нашу прихожанку -- она на службу опоздала, - подарил ей два. Оставшееся яблоко положил Тамаре на могилку, а к маме пошел пустой и немножко опечаленный. Навстречу бабушка с корзинкой. Я говорю: «С праздником!» Она достает большое красное яблоко и дает мне. Вот и мама без яблочка не осталась.
*
У меня на серванте семь яблочек, они все уже сморщились, как старички. Стоят рядком: самое маленькое, потом побольше - по возрастающей. Самое маленькое - это 1995 год, потом 1996-й и так далее, последнее - 2002 года. Я очень люблю праздник Преображения, освящение плодов, яблок, винограда. Раньше после праздничной службы я привозил несколько яблок домой. Когда их привозишь освященные, пахнущие садом, красивые, румяные, то в дом как будто врывается яблоневый сад. Особенно пахла антоновка. Если яблок было много, то пекли яблочный пирог, вся квартира пропитывалась яблочным духом. А теперь эти преображенские яблочки, сморщенные и потерявшие свой бравый вид, стоят у меня на серванте. Одно, два, три… За семь лет семь яблок. Они лежат у Тамариного портрета. Я кладу их для нее и поздравляю с праздником. Я выбирал самые красивые, самые крепкие. Время их и не берет, только сморщились.
Когда я каждый год кладу свежее, оно рядом со сморщенным кажется королевским, а потом потихонечку тоже сморщивается. Думаю: сколько ещё наберется преображенских яблочек, хватит ли им места на серванте и будет ли лежать здесь восьмое? У одних морщинок побольше, у других поменьше, как у старичков разных возрастов. Мне кажется, по вечерам они мне улыбаются, их морщинки оживают, они довольны, что их не съели, не испекли с ними пирог, что они такие долгожители.
Я, наверное, тоже скоро превращусь в такое же сморщенное яблоко. Очень хотел бы попасть в их яблочную семейку, лежал бы рядом и улыбался сквозь морщинки, а они бы говорили: «Это отец Вячеслав, теперь у нас есть свой батюшка…»
из книги протоиерея Вяч. Винникова
Кто-то помолился: «Господи Исусе»все его материалы у меня по
тэгу