о.Г.Чистяков о брате Роже из Тэзе

Aug 13, 2012 15:37


Священник Георгий Чистяков
 из книги  «Путь, что ведёт нас к Богу»

БРАТ РОЖЕ



Выступление на открытии книжной выставки памяти брата Роже
в Научно-исследовательском центре религиозной литературы
ВГБИЛ им. М.И. Рудомино в конце августа 2005 г.

Вскоре после смерти брата Роже один из пользователей написал в интернете: «Я знаю слова Иисуса о том, что "если зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода". Я знаю, что гроб Спасителя пуст. Я знаю, что брат Роже сможет теперь нам помочь гораздо больше, чем раньше. Но просто Воскресения не бывает без Креста. И если мы попытаемся пережить Воскресение, миновав Крест, - из этого ничего не получится»... Действительно, хочется присоединиться к этим словам.

Роже Луи Шютц-Марсош, известный всему миру как брат Роже из Тэзе, родился в 1915 году в Швейцарии в семье протестантского пастора, то ли лютеранина, то ли реформата, ибо сам он никогда не говорил о том, к какой деноминации принадлежит. Брат Роже вспоминал об отце как о «мистике в сердце», который молился по утрам в пустом храме. Однажды мальчик даже видел, как отец молился в католической церкви, хотя Швейцария была страной, где бытовали ожесточенные конфликты между католиками и протестантами. Мать Роже была француженкой и приняла католичество сознательно, не вопреки воле мужа-пастора, но чтобы свидетельствовать об отсутствии разделения между католиками и протестантами.

Служение брата Роже, окончившего к тому времени реформатский колледж, началось в полном одиночестве. В Нагорной проповеди Христос говорит о том, что «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф 5:23-24). Эти слова Евангелия особенно отозвались в сердце брата Роже, который решил посвятить жизнь примирению между христианами. В 1940 году в возрасте 25 лет он по­кинул родную Швейцарию и переселился во Францию, страну своей матери.

Несколько лет он вынашивал в себе желание собрать общину, где в повседневной жизни христиане могли бы жить примирением. Общину, в которой «доброта серд­ца стала бы практической вещью и где в центре всего стояла бы любовь». Именно тогда он поселился в ма­ленькой деревеньке Тэзе в Бургундии, всего в несколь­ких километрах от демаркационной линии, которая в первые годы войны разделила Францию надвое. Тут он мог укрывать беженцев, в том числе и евреев, кото­рые покидали оккупированную зону, зная, что могут спрятаться в этом доме.

стало местом молчания и молит­вы. Братья - сначала это были только протестанты, но затем к ним присоединились и католики, - не принима­ют никаких пожертвований и живут только на деньги, которые зарабатывают сами. Сначала это было просто, но с конца пятидесятых годов в Тэзе стала приезжать молодежь, и паломников становилось все больше и боль­ше. Братья подумали было покинуть Тэзе и укрыться в более тихом месте, но быстро поняли, что принимать молодежь - это их призвание. Но и те, кто приезжают в Тэзе, пускай только на одну неделю, все равно работа­ют, моют посуду, помогают на кухне и т.д.



и тем самым показала мне, как это воплотить в реально­сти. Ее жизнь - свидетельство, сильно повлиявшее на меня, когда я был еще совсем молодым. Следуя за ней, я открыл мою собственную христианскую идентич­ность, примирив в себе веру моих предков с тайной все­ленской веры, не теряя связи ни с той, ни с другой».

Каждую неделю, начиная с ранней весны и до позд­ней осени, молодые люди с разных континентов приез­жают на холм Тэзе. Они ищут смысл жизни - в единстве со многими другими людьми. Приникая к источникам доверия в Боге, они совершают своего рода внутреннее паломничество, которое дает смелость строить доверие в мире людей. Иногда летом в этом общем путешествии участвуют более пяти тысяч молодых людей из 75 раз­ных стран. И это путешествие продолжается, когда они возвращаются к себе домой. Оно заключено в стремле­нии углубить внутреннюю жизнь и в готовности при­нять на себя ответственность за то, чтобы мир, в кото­ром мы живем, стал лучше.

Для того чтобы поддерживать молодежь, община ор­ганизовала «паломничество доверия на земле». Это от­нюдь не равнозначно созданию какого-то особого дви­жения вокруг общины. Каждого, кто побывал в Тэзе, как бы призывают у себя дома, в своих собственных услови­ях, проживать то, что ему открылось, с большим внима­нием относиться к своей внутренней жизни и лучше чувствовать связь со множеством других людей, которые тоже вовлечены в этот поиск самого главного в жиз­ни. В конце года Тэзе всякий раз проводит большую встречу в каком-нибудь из городов Европы, Восточной либо Западной. В минувшем году эта встреча проводи­лась в Лиссабоне. В такой встрече участвуют десятки тысяч молодых людей со всей Европы и с других конти­нентов. Эти встречи - этапы «паломничества доверия на земле».


После убийства брата Роже архиепископ Кентер- берийский Роуэн Уильяме сказал, что «очень немногим людям нашего времени удалось изменить всю атмосфе­ру религиозной культуры; но именно это совершил брат Роже. Он изменил ориентиры экуменизма, при­гласив христиан разных конфессий жить вместе мона­шеской жизнью; он изменил само представление о хри­стианстве в умах многих молодых людей; он показал церквам первостепенное значение примирения - сна­чала в послевоенной Европе, а затем во всем мире». Близким другом брата Роже был французский фило­соф Поль Рикёр: «Я вижу тысячи молодых людей и де­вушек, которые, - писал Рикёр, - не занимаются фор­мулировкой ответов на вопросы о добре и зле, Боге, благодати, Иисусе Христе, но сердца которых избрали добро... община не навязывает нам модели, которой мы должны были бы подражать, но дружески призыва­ет. Я люблю слово "призывать", потому что здесь мы не подчиняемся логике приказов, еще менее - принужде­ния, и, с другой стороны, здесь не действует логика не­доверия и сомнений, столь распространенная сегодня в профессиональной жизни, в жизни больших городов, повелевающая нами и в рабочие часы, и в часы досуга. Этот ощущаемый всеми мир в сердце и воплощает для меня счастье общины Тэзе».

«Сердце брата Роже, - говорил на его похоронах брат Алоис, немец по рождению и католик по исповеданию, которого семь лет назад брат Роже с согласия братьев назначил своим преемником, - вмещало всех людей, из всех стран, в особенности - молодых и детей». «Брат Роже постоянно возвращался к евангельской ценности доброты сердца, - сказал брат Алоис, - и это не какие-тб пустые слова, но это сила, способная изменить мир, по­тому что так действует Бог. Перед лицом зла сердечная доброта - это нечто хрупкое. Но жизнь, которую в само­отдаче прожил брат Роже, доказывает, что последнее слово всегда остается за Богом и за миром, который Он дает».

«Брат Роже, - сказал в день похорон перед началом заупокойной мессы кардинал Вальтер Каспер, - был со­зерцателем - человеком молитвы, которого Бог призвал к тишине и уединению монашеской жизни. И все же он захотел открыть свое сердце монаха, как и всю общину Тэзе, для молодых людей со всего мира, для их исканий и чаяний, для их радостей и страданий, для их пути - и пути жизни, и пути веры».



Действительно, нельзя не сказать о том, что Тэзе - это место особой, сильной, радостной и искрящейся, но в то же время проникновенной и в сущности без­молвной молитвы. Рассказывают, что один мальчик, приехавший в Тэзе вместе с родителями, заранее пре­дупредил, что не будет молиться три раза в день.

Придти на молитву пришлось, и тут этот мальчик понял, что здесь просто нельзя не молиться, потому что молитва сама льется из сердца.

Молитва в Тэзе - это молчание, перерастающее в пение, и пение, перерастающее в мол­чание.

«Эта молитва, - сказал многократно бывавший в Тэзе московский священник о. Владимир Лапшин, - в которой участвуют все братья и паломники, проста, как детский лепет, и в то же время глубока, как само Евангелие, потому что именно им она и питается. Именно такая молитва, доступная всем, часто состоя­щая из одной лишь фразы, повторяемой на разных язы­ках, может собирать "рассеянное малое стадо", а не разъединять. И молитва Тэзе, и вся жизнь и служение брата Роже определялись его главной интуицией... - осознанием единства Церкви Христовой и стремлени­ем к примирению».

Тэзе - это община, семья в лучшем смысле этого сло­ва. Те, кто жил в Тэзе среди братьев и обитающих побли­зости от них католических монахинь, знают, что такое эта семья, что такое настоящая община и настоящее братство, и уже не могут жить иначе. Чувство того, что такое духовная семья, та семья, о которой рассказано в книге Деяний апостолов, брат Роже имел как никто другой. Его никогда не канонизируют, не будут лобызать его мощи, потому что он протестант, а у протестантов нет святых в том смысле слова, в каком почитают свя­тых православные и католики. Но при этом он - настоя­щий святой в лучшем смысле этого слова.

«Дух Святой, Ты живешь в каждом человеке и прихо­дишь, чтобы вдохнуть в нас то главное, что заключает в себе Евангелие: доброту и прощение. Любить и выра­жать это своей жизнью, любить с сердечной добротой и прощать - так Ты даешь нам обрести один из источни­ков мира и радости». Эти слова были написаны на обо­роте портрета брата Роже, который раздавали братья в день похорон. Действительно, «доброта и проще­ние» - это какие-то особенные ценности, и хотя они присутствуют на каждой странице Евангелия, мы так ча­сто ими пренебрегаем...

Тэзе - это какое-то особенное сияние... Особенная красота... ничего упрощенного... красота пения... красо­та природы, красота присутствия Духа Святого. Говорят, что вечером после похорон брата Роже после дождя на небе появилась удивительная радуга. Двойная, с ярчай­шими красками, гигантская. Один итальянец сказал, что никогда подобного в жизни не видал. Многие говорят, что пережили в этот день ощущение Пасхи. Боль и ра­дость. И море света, несмотря на пасмурный день. Один из братьев сказал, что читал книги записей - они лежа­ли у гроба для желающих. Желающие исписали девять толстенных книг. Читал и поражался восприятию Тэзе. Он сказал примерно так: «Мы знаем людей, которые сюда приезжают часто, скажем, раз в год. Но есть нема­ло людей, которые в Тэзе что-то открыли - и уже туда не возвращались. Даже если были тут один раз. А продол­жали жить дома, но иначе. И вернулись только на похо­роны выразить свою благодарность».

«Там были тысячи как важных, так и безымянных фи­гур, - пишет один из участников похорон брата Роже, - множество прекрасных людей, которые пели и моли­лись. Люди всех возрастов, приехавшие из всех стран мира, верующие всех религий, объединенные присут­ствием Иисуса, которое объединяет в себе каждое нача­ло и каждый конец с начала веков и навсегда. Когда не раздавалось пение, царила тишина. И все эти тысячи молчали и слушали в тишине шум дождя, который шел, не переставая. Мне было грустно, но я был и счастлив за эту фантастическую жизнь, ярко прожитую, которая принесла столько добра миллионам людей... и которая принесла добро мне. Если бы я не встретил когда-то Тэзе, которое осветило мне путь, думаю, что давно уже стал бы убежденным атеистом. А вместо этого я рад, что верую».

На Западе принято хоронить в закрытом гробу. А гроб брата Роже был открыт, поэтому, прощаясь, все могли видеть его прекрасное лицо. Когда братья вынесли гроб из церкви и пронесли через толпу, никто не двинулся за ними. На маленькое кладбище при старой церкви пош­ли только братья и с ними три маленьких мальчика, один из них португалец по имени Рубен. И это не слу­чайно - рядом с братом Роже всегда были дети. И во вре­мя молитвы тоже. Один из свидетелей убийства напи­сал, что, когда все случилось, брат Роже смотрел не на убийцу, а с удивлением - на детей, которые как всегда были рядом с ним, словно бы не понимая, почему они плачут. А когда его несли, уже с перерезанным горлом, и он совсем не мог дышать и говорить, он все делал рука­ми какие-то примиряющие знаки - мол, не беспокой­тесь... А теперь, как говорят, дети виснут на брате Алоисе. Миссия брата Роже продолжается.

В апреле 2005 года на похоронах Иоанна Павла II кар­динал Ратцингер (будущий Бенедикт XVI) преподал бра­ту Роже Святое Причастие. Это все видели по телевиде­нию во время прямой трансляции. Газетчики сразу ухва­тились за этот факт, причем одни утверждали, что кардинал не узнал брата Роже и принял его за католиче­ского монаха, другие писали, что Роже Щютц тайно принял католичество. Действительно, хранитель като­лической веры ex officio, в чем-то очень жесткий и не ме­няющий своих установок или попросту консервативный (как тогда считалось) кардинал не мог причастить про­тестанта, ибо сам многократно выступал против интер- коммуниона. Это действительно так.

Но он сделал это, и, как потом оказалось, сделал это вполне сознательно, потому что увидел в брате Роже не представителя иной деноминации, но брата во Христе, не двоюродного, но именно родного брата. Такого бра­та видела в нем и мать Тереза, и Иоанн Павел II, и, глав­ное, миллионы христиан, причем всех исповеданий и со всех континентов. Брат Алоис сказал мне, что они ожидали, что в связи с кончиной брата Роже им придет много писем с соболезнованиями. Но не предполагали, что писем будет так много. Настоящие горы. И не со­болезнования, но благодарность была содержанием этих писем. Laudate Dominum omnes gentes - Хвалите Господа все народы...

фотграфии с сайта Общины Тэзе



Также см. Сердце, вместившее всех людей (статья о.Георгия)

содержание

молитва, лапшин, экуменизм, taize, 0 pneuma hagion, 1 Георгий Чистяков, 1 христианство

Previous post Next post
Up