СЛУЖЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМЕ (гл. 21-25)
Ulrich Leive
21.1-11 ВХОД МЕССИИ В ИЕРУСАЛИМ
(
Мк 11.1-11; Лк 19.28-38; Ин 12.12-19)
1 Когда они подходили к Иерусалиму и пришли в Вифагию, к Масличной горе, Иисус послал двух учеников.
2 - Отправляйтесь в деревню напротив, - сказал Он им. - Вы сразу же увидите ослицу на привязи и с ней молодого осла. Отвяжите их и ведите ко Мне. (3) А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте: «Они нужны Господу». И он тотчас позволит их увести.
4 Это произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка:
5 «Скажите дочери Сиона:
"Вот Царь твой к тебе направляется.
Он кроток нравом, восседает на осле,
на молодом осле, сыне ослицы вьючной"».
6 Ученики пошли и, сделав все так, как велел им Иисус, (7) привели ослицу и осленка, положили на них одежды и усадили Иисуса. (8) Огромная толпа устилала дорогу своей одеждой, другие же ломали ветви с деревьев и устилали ими путь. (9) Толпы людей, шедшие впереди Его и сзади, кричали:
- Осанна Сыну Давида!
Да будет благословен Идущий во имя Господа!
Осанна в небесах!
10 Когда Иисус входил в Иерусалим, весь город был в волнении.
- Кто это такой? - спрашивали люди.
11 - Это пророк Иисус из Назарета в Галилее, - отвечала толпа.
5 Ис 62.11; Зах 9.9 9 Пс 118(117).25-26; Мф 21.15; 23.39; Лк 13.35
Ст. 1 - Иисус с учениками уже подошли совсем близко к Иерусалиму. Селение Вифагия (евр. «Бет-фаг`е», «дом незрелых смокв») расположено на расстоянии менее километра от города. Масличная гора (дословно: «гора маслин»), высотой около 900 м, находится на востоке от Иерусалима, напротив Сиона, храмовой горы, и с ее вершины виден весь город.
Ст. 2-3 - Неизвестно, в какую деревню Иисус посылает двух учеников. Это может быть Вифания, там у Иисуса были друзья (Ин 11.1; 12.1; Мф 26.6; Мк 14.3). Имена посланных учеников тоже не названы. То, что Ему известно местонахождение ослицы с осленком, говорит о Его сверхъестественном знании, но вполне можно допустить, что владельцем осла был кто-то из спутников Иисуса, с которым Он предварительно договорился. Ведь слова, переведенные с греческого как «они нужны Господу», могут иметь другое понимание: «они нужны их хозяину».
Ст. 4-5 - Снова перед нами формула исполнения, так часто встречавшаяся в начале Евангелия (1.23; 2.6, 15; 4.14-16; 8.17; 12.18-21). Этим подчеркивается, что въезд Иисуса верхом на молодом осле имел глубоко символическое значение. Исполнялось древнее пророчество Захарии о мессианском Царе: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (9.9).
Матфей приводит составную цитату: она начинается словами Исайи (62.11) и продолжается словами Захарии (9.9).
В европейской традиции цари въезжают на коне, поэтому было довольно широко распространено убеждение, что выбор осла говорит о смирении Иисуса. Но, во-первых, на Востоке отношение к ослу совершенно другое. В мирное время царь ездил на осле, а в военное - на коне, потому что лошади были боевыми, а не рабочими животными. Во-вторых, все паломники, даже включая богатых, путешествовавших на колесницах, входили в Иерусалим пешком.
В еврейской традиции было два представления о том, каким будет явление Божьего Посланца, знаменующего наступление последнего Дня. Первое изложено в книге пророка Даниила: Сын человеческий явится на облаках (7.13; см. Мф 24.30-31). А о втором, принадлежащем Захарии, было сказано выше. Как же согласовать оба эти представления? В Талмуде сохранились слова одного из учителей III века, сказавшего: «Если они [то есть Израиль] будут иметь заслуги, Он придет с облаками небесными. Если они не заслужат, то смиренно и верхом на осле». Таким образом, Иисус сознательно выбирает такой способ входа в столицу, который должен был много сказать тем, у кого были глаза и уши. Недаром некоторые толкователи называют этот вход инсценированной притчей.
Ст. 6-7 - Ученики исполнили повеление Иисуса и привели ослицу и осленка, положили одежды вместо седла и усадили на них Иисуса. Перед нами загадка: создается впечатление, что Иисус поехал на двух ослах сразу, чего, естественно, быть не может. Причем об этом говорится только у Матфея, хотя остальные три евангелиста сообщают лишь об одном животном. Многие комментаторы объясняют это тем, что Матфей понял привычную для еврейской поэзии фигуру синонимического параллелизма буквально, и в его рассказе два осла появились для того, чтобы пророчество Захарии исполнилось точно. Другие полагают, что и у пророка, возможно, действительно говорится о двух ослах: об ослице и о молодом осле, ее детеныше. У Марка специально подчеркнуто, что на осле еще никто не ездил. По древним правилам животное или вещь, предназначенные для сакрального употребления, не должны были раньше использоваться для повседневных нужд (см. Числ 19.2). Совсем юное животное еще не разлучали с матерью. Так что животных, возможно, действительно было два, но Иисус ехал на осленке, рядом с которым шла ослица.
Ст. 8 - Сопровождавшая Иисуса огромная толпа, видимо, состояла из Его учеников, а также из присоединившихся к ним галилейских паломников, шедших на праздник Пасхи. Указывая на царское достоинство Помазанника, люди стелили Ему под ноги свою одежду (ср. 4 Цар 9.13), устилали путь ветвями с деревьев и тем самым приготовляли «путь Господу» (3.3).
Ст. 9 - Люди кричали: «Осанна!» Это цитата из Пс 118(117).25, который исполнялся во время праздника Шалашей, а также во время Пасхи. Слово «осанна» (евр. «хоши-анн`а») означает «спасай нас», но со временем стало возгласом хвалы. «Да будет благословен идущий во имя Господа!» - это благословение относилось к паломникам, входившим в иерусалимский Храм, но здесь евангелист обращает его к Иисусу, так что слово «Идущий» понято как один из титулов Помазанника. Осанна в небесах! - вероятный смысл этих слов: «Спаси нас (или хвала тебе), Живущий на небесах!»
Ст. 10 - По словам Матфея, весь Иерусалим был страшно встревожен. Но в таком случае это должно было насторожить римские власти, которые поспешили бы принять меры. Известно, что они, боясь восстаний и мятежей, в пасхальное время всегда посылали в Иерусалим дополнительные военные силы. Не упомянут этот торжественный въезд и на суде римского наместника. Поэтому есть основания предполагать, что это событие не всеми было замечено, как не сразу было понято и его значение. Вероятно, Иоанн прав, говоря: «В то время ученики этого не понимали, но позже, когда Иисус был облечен в славу Божью, они вспомнили, что так было написано о Нем в Писании и так они Его встречали» (12.16).
Ст. 11 - На вопрос иерусалимлян, кто Он такой, толпа отвечала, что это пророк Иисус из галилейского города Назарета. Следовательно, это скорее толпа паломников в Иерусалиме, а не люди, прибывшие с Иисусом. Ведь титул пророка не совсем подходит Иисусу. В данном случае перед нами не исповедание веры в Иисуса как Божьего Помазанника, а свидетельство недостаточного понимания, кто Он таков.
Здесь всё по
теме Вход Господень в Иерусалим 21.12-17 ИЗГНАНИЕ ТОРГОВЦЕВ ИЗ ХРАМА
(
Мк 11.15-19; Лк 19.45-48; Ин 2.13-22)
12 Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. (13) Иисус сказал им:
- В Писании сказано:
- «Дом Мой будет назван домом молитвы»,
а вы превратили его в разбойничий притон!
14 В Храме подошли к Нему слепые и хромые, и Он их исцелил. (15) Старшие священники и учителя Закона, видя удивительные дела, которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме: «Осанна Сыну Давида!» - возмутились (16) и сказали Ему:
- Ты слышишь, что они говорят?!
- Да, - отвечает им Иисус. - Разве вы не читали:
«Та хвала для Тебя совершенна,
что исходит из уст детей и грудных младенцев»?
17 Покинув их, Иисус ушел из города в Вифанию и ночь провел там.
Иллюстрации и комментарий ВК
12 в Храм - в некоторых рукописях: «в Храм Божий».
13 Ис 56.7; 60.7; Иер 7.11 15 Мф 21.9 16 Пс 8.3 (LXX)
The Purification of the Temple
after 1550, Marcello Venusti
Ст. 12 - Иисус сразу же пришел в Храм. В отличие от
Марка, у которого Иисус, осмотрев Храм, ушел в Вифанию и очистил Храм лишь на следующий день, Матфей рассказывает об этом событии сразу же. Таким образом получается, что очищение Храма - одна из важнейших целей Иисуса сразу после Его входа в Иерусалим. С появлением Мессии все должно было измениться, должен был быть очищен и иерусалимский Храм. О том же говорили раньше и пророки, например, Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (3.1-2). А вот слова пророка Захарии: «И не будет более ни одного торгующего (синод. «Хананея») в доме Господа Саваофа в тот день» (14.21). Следовательно, целью Иисуса являлась не храмовая реформа, устраняющая какие-то недостатки, но Его поступок был эсхатологическим знаком, указывавшим на наступление времен, предсказанных пророками.
Храм состоял из четырех дворов и святилища (собственно Храма), в которое разрешалось входить одним только священникам. События, о которых рассказывается здесь, происходят во внешнем, самом большом дворе, который назывался «Двором язычников». Здесь продавалось все необходимое для жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные продавались в Храме для удобства жертвователей, которым не надо было гнать скот через всю страну, рискуя тем, что животное заболеет, или захромает, или ритуально осквернится. Ведь жертва, приносимая в Храме, должна была быть «непорочной», то есть без каких-либо изъянов.
Иисус выгнал всех, кто продавал и покупал в Храме - выгнав торговцев, Иисус прервал, пусть и на короткое время, непрерывно совершаемые в Храме жертвоприношения. Многие считали, что причиной такого решительного действия были высокие цены, установленные торговцами-монополистами на животных. Считалось, что именно торговцы названы разбойниками (ст. 13). Но, во-первых, по некоторым сведениям, священники строго следили за ценами, а во-вторых, негодование Иисуса обращено не только на продавцов, но и на покупателей.
UNKNOWN; Illustrator of 'Dessine-moi le Bible', Claude Helft (author),
Desclйe de Brouwer, 2000
Кроме того, Иисус опрокинул столы менял. В этом же дворе менялись римские и греческие деньги на специальную тирийскую монету, которой платился храмовый налог в размере половины шекеля. Налог был добровольно-обязательным для всех евреев, достигших двадцатилетнего возраста (см. 17.24), и должен был быть уплачен к первому числу месяца нисана. На римских и греческих монетах того времени, имевших хождение в Палестине, были человеческие изображения, и такими монетами платить храмовый налог запрещалось. Деньги можно было поменять и раньше в других городах страны, за несколько же дней до 1-го нисана, то есть за две недели до Пасхи, скамьи менял устанавливались во дворе Храма. Кстати, это может помочь установить более или менее точное время описываемого события - оно состоялось за две или три недели до Пасхи. Хотя, согласно традиционному церковному календарю, Иисус пробыл в Иерусалиме всего лишь неделю, Он, вероятно, провел там больше времени (ср. 26.55, а также хронологию Евангелия от Иоанна, в котором Иисус уже в 7-й главе уходит из Галилеи и проводит в Иерусалиме и Иудее около полугода).
Ст. 13 - Вероятно, разгадка кроется в словах: «Дом Мой будет назван домом молитвы». Почему Матфей опустил продолжение слов пророка («для всех народов»), сохраненное Марком?
Текст Марка более понятен: Иисус заботился о язычниках, которые хотели помолиться единому Богу Израиля, но могли сделать это только во Дворе язычников, потому что вход в другие дворы им был запрещен под страхом смертной казни. Но это единственное место наполнено шумом и гамом, ревом животных, голосами продавцов и покупателей. Кроме того, пророки верили, что с приходом Мессии язычники тоже будут причастны к спасению и придут как паломники на гору Сион, в Храм Господень. Вероятно, Матфей, писавший в более позднее время, уже не видел эсхатологического значения Храма для язычников, вся надежда которых отныне воплощена в лице Иисуса.
Giovanni Paolo Pannini
Храм - место молитвы, соединяющей людей с Богом. Но он превращен в разбойничий притон людьми, уверенными в том, что сюда можно прийти с нераскаявшимся сердцем и приобрести прощение принесением жертвы. Так ведут себя и жертвователи, и те, кто совершает жертвоприношения, то есть священники. Но такие жертвы не будут приняты Богом. Эти слова Господа обращены ко всем людям, отвергшим волю Бога, а не только к тем, кто продавал или торговал в Храме. Мнение, что под «разбойниками» здесь следует понимать мятежников, восстающих против римского владычества, маловероятно, хотя Храм действительно постепенно становился местом их сходок, а в 70 г. превратился в крепость, в которой засели осажденные повстанцы.
Несомненно, очищение Храма было мессианской демонстрацией. Но так как религиозные лидеры не признали Иисуса Мессией, остается загадкой, почему не вмешалась храмовая полиция, которая часто упоминается в 4-м Евангелии. Так же неизвестно, имели ли римляне обыкновение вмешиваться в стычки, случавшиеся в Храме (но см. Деян 21.30-34). Существует предположение, что торговля животными в Храме была введена сравнительно недавно, а раньше жертвенных животных продавали на рынке и что к ней относились по-разному даже представители священства. В таком случае можно предположить, что какая-то часть их поддержала Иисуса в Его стремлении прекратить профанацию Храма, и именно поэтому было решено временно не предпринимать против Него никаких действий. И всё же после очищения Храма судьба Иисуса была предрешена. Он посягнул на Храм - источник доходов высшего духовенства и предмет гордости всего народа. Чаша терпения Его врагов переполнилась.
Хотя никто из синоптиков не приводит здесь слов Иисуса о судьбе Храма, вероятно, они были произнесены (ср. Ин 2.19), потому что позже, на суде, Иисуса обвиняли в том, что Он якобы угрожал разрушить Храм (26.61; 27.40).
Christ Driving the Traders from the Temple circa 1832
Ст. 14 - Только в этом Евангелии Иисус не только совершает изгнание людей, без которых невозможно совершение жертвоприношений и функционирование Храма, но и исцеляет слепых и хромых. Это люди, исключенные из храмового богослужения по причине своих физических недостатков. Им или совсем запрещалось быть в Храме (Деян 3.2), или не позволялось находиться в некоторых его дворах. Такое же отношение к калекам было и в Кумране: они не допускались в его общину. Один из комментаторов считает, что Матфей сознательно противопоставляет «первого Давида, который убивал слепых и хромых и запрещал им входить в Храм, второму Давиду, к которому слепые и хромые пришли в Храме и которым они были исцелены».* {J.C. Fenton, Saint Matthew, p. 334.} См. Лев 21.18; 2 Цар 5.8. Вероятно, калеки, услышав о том, что Сын Давида находится во Дворе язычников, пришли к Нему, и все обрели исцеление. Это исполнение пророчества Осии: «Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений» (Ос 6.6; Мф 9.13; 12.7).
Ст. 15 - Старшие священники - см. коммент. на 16.21. Учителя Закона - см. экскурс, с. 00. Но на людей, которые закрыли себе глаза и заткнули уши, не действует ничто: великие деяния Иисуса и крики детей, прославляющих Сына Давида, лишь раздражают их. Хвала детей и негодование религиозной иерархии являют собой пример истинного и ложного поведения.
Ст. 16 - Ты слышишь, что они говорят?! - это возглас, полный негодования. Противники Иисуса требуют от Него, чтобы Он каким-то образом пресек эти ликующие возгласы. Но Иисус, отвечая цитатой из псалма (8.3), утверждает, что сейчас, в их присутствии, исполнились слова Писания. Полагают, что в тексте псалма нашло отражение предание о том, что во время чудесного перехода через Красное море дети и грудные младенцы пели Богу хвалу. Тем самым снова проводится параллель между Моисеем и Иисусом.
Ст. 17 - Как мы видим, никаких санкций против Иисуса еще не последовало: ни храмовая полиция, ни римские власти не предприняли попыток ареста. Иисус ушел на ночь в Вифанию, вероятно, там Он проводил все ночи. Из-за огромного стечения паломников Иерусалим перенаселен, и многие находили себе временное пристанище в окрестных поселках. В Вифании жили друзья Иисуса (Ин 11.1; 12.1; Мф 26.6; Мк 14.3).
Ulrich Leive
Ещё иллюстрации