Мф 20.17-28 Выкуп за всех

Apr 14, 2011 12:15



Предыдущая часть

20.17-19 ТРЕТЬЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ О СМЕРТИ

( Мк 10.32-34; Лк 18.31-34)

17 
Иисус, направляясь в Иерусалим, отвел в пути двенадцать учеников в сторону и сказал им одним:

18  - Вот идем мы в Иерусалим. Сына человеческого выдадут старшим священникам и учителям Закона. Его приговорят к смерти (19) и отдадут язычникам на глумление, бичевание и распятие, но на третий день Бог поднимет Его из гроба.



18 Мф 16.21; 17.22-23; Лк 9.22  19 Мф 16.21; 17.23; Лк 9.22; 24.7, 46; Деян 10.40; 1 Кор 15.4

Из комм. В.Кузнецовой:

Ст. 17 - Впервые говорится о том, что Иисус уже на пути в Иерусалим. Судьба Его окончательно определена: Он идет на смерть. Можно считать, что с этого момента начинается  повествование о Страстях (то есть страданиях) Господа. Иерусалим уже неоднократно встречался в Евангелии, и каждый раз он изображен как центр вражды к Иисусу.

Ст. 18-19 - Иисус в третий раз предсказывает Свою смерть и излагает содержание шести актов этой Божественной драмы: арест по приказу Синедриона, передача в руки язычников, то есть римлян, приговор, глумление, смерть, воскресение. Матфей неоднократно подчеркивает виновность религиозных лидеров народа: именно они выносят смертный приговор.

Также см. здесь Там же иллюстрации

Cинопсис: 122



Christ meeting the mother and the sons of Zebedee
  Artist:  VERONESE, Paolo,  1565
  Technique:  Oil on canvas
  Location:  музей Гренобля

20.20-28 ПРОСЬБА ИАКОВА И ИОАННА

( Мк 10.35-45)

20  Потом подошла к Нему мать Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, и поклонилась Ему: она хотела Его о чем-то попросить.

21  - Чего ты хочешь? - спросил Иисус.

- Обещай, что эти два моих сына сядут один по правую руку от Тебя, а другой по левую, когда Ты будешь Царем, - сказала она.



22  - Вы не знаете, чего просите, - ответил Иисус. - Можете выпить чашу, которую Мне предстоит выпить?

- Можем, - говорят они.

Иисус говорит им:

23       - Чашу Мою вы выпьете,

а сесть по правую руку от Меня или по левую -

дать это не в Моей власти:

там сядут те, кому предназначено Моим Отцом.

24  Когда остальные десять услышали это, они стали возмущаться братьями. (25) Но Иисус, подозвав их, сказал:

- Вы знаете, что у язычников первые люди господствуют над ними и великие ими полностью распоряжаются.

26       Но у вас пусть будет не так!

Пусть тот, кто хочет быть у вас главным,

будет вам слугой,

27       а кто хочет быть среди вас первым,

пусть будет вашим рабом.

28       Ведь Сын человеческий не для того пришел,

чтобы Ему служили,

а чтобы служить и отдать Свою жизнь

как выкуп за множество жизней.


22 выпить чашу - в некоторых рукописях: «пить чашу»; предстоит выпить - в поздних рукописях далее следуют слова: «или погрузиться в пучину, в которой Я омываюсь?»  23 выпьете - в ряде рукописей далее следуют слова: «и в пучине, в которой Я омываюсь, омоетесь».

21 Мф 19.28; Лк 22.30  22 Мф 26.39; Ин 18.11  25-26 Лк 22.25-26  26 Мф 23.11; Мк 9.35; Лк 9.48  28 Лк 22.27; Флп 2.7; 1 Тим 2.6



Wife of Zebedee interceding with Christ over her sons 
Paolo  VERONESE   
Oil on canvas
Burghley House at Stamford, England (выше - деталь)

Ст. 20-21 - В отличие от Марка, Матфей сообщает, что о высоких постах просили не сами Иаков и Иоанн, а их мать. Вероятно, это изменение было сделано с целью смягчить неблагоприятное впечатление от подобного поведения. Но на самом деле вина с братьев не снимается: они сопровождают мать, и, значит, она выступает в роли просительницы не без их согласия. Тем более что Иисус обращает слова, полные укора к братьям, а не к их матери (ст. 22). Ведь если это событие действительно следовало за третьим предсказанием о смерти, то оно свидетельствует о полном непонимании учеников. Вероятно, ими движет чувство зависти от того, что Иисус вручил ключи Царства не им, а Петру. Есть предположение, высказанное Иеронимом, что Саломея, мать Иакова и Иоанна, была родной сестрой Марии, матери Иисуса, и, следовательно, братья претендовали на высокое положение по праву родства.

Для Иисуса уже начался крестный путь. Но из слов предсказания Иакову и Иоанну, вероятно, запомнился лишь титул Сына человеческого, который, по их мнению, означает славу и триумф (19.28). Предполагается, что те, кто следуют за Ним, готовы разделить Его участь, но вместо этого они думают лишь о собственной выгоде, о почетных местах, когда Иисус провозгласит себя Царем в Иерусалиме. Места по правую и левую руку принадлежали самым высокопоставленным придворным царя; это могли быть и почетные места на мессианском пиршестве.

Ст. 22 - На это Иисус отвечает, что они не знают, о чем просят. Готовы ли они разделить Его участь? Этот вопрос выражен с помощью знакомой из Писания метафоры чаши. Можете выпить чашу, которую Мне предстоит выпить? В Ветхом Завете также встречается образ чаши: она могла быть «наполнена» благом (Пс 23 (22).5) или бедствиями (Пс 75.8 (74.9). Но здесь она полна страданий. Та легкость, с которой братья дают утвердительный ответ, говорит о том, что Иаков и Иоанн не восприняли слова Иисуса серьезно, не поняли их трагического смысла. Так потом Петр будет уверять Иисуса, что уж он-то никогда не отступится (26.33, 35). Братья могли бы занять места на крестах справа и слева от Иисуса, но они бежали, и вместо них там оказались два безымянных преступника.

Ст. 23-24 - Иисус предсказывает мученическую кончину братьев. И, действительно, Иаков погиб самым первым из апостолов, в 40-х гг. его казнил внук Ирода Великого Ирод Агриппа I, ставший царем после прихода к власти римского императора Клавдия (Деян 12.2). Согласно церковной традиции, Иоанн дожил до преклонных лет и умер своей смертью, но и он подвергался гонениям, был в ссылке. Впрочем, эти слова Марка, вероятно, послужили причиной возникновения легенды, зафиксированной в рукописях V-IX веков и утверждающей, что Иоанн умер в молодом возрасте, вместе со своим братом.

Иисус снова и снова объясняет братьям, что Его и их путь к славе лежит через отвержение, страдания и смерть. И не в Его власти (по крайней мере, во время Его земной жизни) распределять и раздавать почетные места. Они достанутся тем, кому они предназначены Богом. В этих словах Иисуса слышен и горький укор, и разочарование, и призыв думать о Божьем, а не о своем.

Ст. 24 - Остальные ученики, узнав об их просьбе, негодуют, но их возмущение вызвано, скорее всего, не поведением братьев, а тем, что те их опередили. Поэтому Иисус подзывает всех: то, что Он собирается сказать, предназначено не только Иакову с Иоанном, но всем.

Ст. 25-27 - Иисус в очередной раз объясняет Своим ученикам, что они представляют собой ядро нового Израиля, нового человечества, в котором ценности старого мира потеряли свое значение. Их желание быть наверху вполне объяснимо, потому что общество ориентировано на успех, оно внушает своим членам, что править и руководить очень почетно, что к этому надо стремиться. Но у вас пусть будет не так! У последователей Христа должны быть иные ценности и иные приоритеты.

Ст. 28 - В Дан 7.14 о Сыне Человеческом говорится, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему». Но Иисус, Сын человеческий, утверждает, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, а чтобы служить. Обычно ученики прислуживали своему учителю, такова была всеобщая практика. Рабби Йоханан даже говорил, что это необходимо: «Всякий, кто мешает Своим ученикам служить ему, подобен тому, кто отказывает им в любви». Но мы знаем, что и здесь Иисус нарушает сложившиеся традиции. Не Ему служат, а Он служит. В 4-м Евангелии даже рассказано, что Иисус вымыл ноги Своим ученикам (13.3-17).

Здесь Иисус впервые сказал не только о необходимости Своих страданий и смерти, о чем Он говорил раньше, но и о том, зачем нужна Его смерть. Иисус видит в Своей судьбе исполнение пророчеств о Страдающем Служителе Божьем (Ис 53). Бог предназначил Иисусу стать выкупом.

Первоначально словом «выкуп» называлась сумма денег, уплаченная за освобождение пленного или раба, но позже это слово приобрело религиозное значение. Так, например, Бог называется Искупителем Израиля, выкупившим его из египетского рабства, хотя никакого выкупа фараону Он не платил. Это слово становится синонимом спасения. В еврейской традиции была идея, что любая смерть имеет искупительную силу, смерть же невинного мученика может искупить грехи всего народа (ср. 4 Макк 6.29; 17.22; 2 Макк 7.37-38). Так и Иисус совершает выкуп, никому ничего не платя*.

Иисус отдает Свою жизнь за множество людей. В оригинале стоит «за многих», но в семитских языках слово «многие» употреблялось в инклюзивном («включающем») значении, обозначая «множество (безотносительно к количеству)», а не в эксклюзивном («исключающем») значении, как в русском и в других европейских языках, где слово «многие» подразумевает «но не все».

Его искупительная жертва выкупает из-под власти греха и смерти всех тех, кто захочет ответить на призыв Иисуса и последовать за Ним, кто хочет свободы от рабства. Его жертва носит заместительный характер, ведь Он умирает не за свои грехи, а берет на себя грехи других.



Ещё иллюстрации:

Mother of James and John requests honour for them, The
UNKNOWN; Master Connected to the Protestant Reformation Era Writings, 1563

Request of the mother of Zebedee's sons, The
Artist: UNKNOWN; Illustrator of Jerome Nadal's 'Evangelicae Historiae Imagines', 1593

Cинопсис: 123

______________

*{Правда, некоторые Отцы Церкви и более поздние богословы пытались понять эти слова Иисуса именно так: Иоанн Дамаскин и Кальвин считали, что выкуп платится Богу, Ориген и Григорий Нисский - что дьяволу.}

kuznetsova_matthew, иллюстрации к Новому Завету, евангелие, art_xviii, art, искупление, 1 от Матфея

Previous post Next post
Up