Мф 3.1-12 Иоанн Омывающий

Mar 29, 2011 21:16





Preaching of St. John the Baptist
  Artist:  GHIRLANDAIO, Domenico
  Date:  1486-90
  Technique:  Fresco
  Location:  Santa Maria Novella, Florence

( Мк 1.1-8; Лк 3.1-9, 15-17; Ин 1.19-28)

В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Омывающий. (2) Он возвещает: «Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!»

3   Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:

«Голос глашатая в пустыне:

Проложите путь Господу,

прямыми сделайте Его тропы.

4   Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом, а пищей ему была саранча и дикий мед.

5   К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иордана. (6)  Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.

7   Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи, он сказал им:

- Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? (8) Докажите на деле, чего стоит ваше обращение! (9) Только не вздумайте говорить в душе: «Наш отец - Авраам»! Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. (10) Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. (11) Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу, но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже сандалии Его нести. Он омоет вас Духом Божьим и огнем. (12) У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.



2 Мф 4.17; Мк 1.15   3 Ис 40.3   4 4 Цар 1.8   7 Мф 12.34; 23.33   9 Ин 8.33, 37, 39; Рим 4.12  10 Мф 7.19; Лк 13.7, 9; Ин 15.6  11 Деян 1.5; 13.24; 19.4   12 Мф 13.30







Pieter Brueghel (1564-1638)
A LandScape With Saint John The Baptist Preaching
Oil on panel

Комм. В.К.

Ст. 1 - В те дни - хотя из этих слов можно было бы заключить, что эти события происходили вскоре после возвращения из Египта, на самом деле прошло около тридцати лет, которые никто из евангелистов (кроме Луки) не описывает. Это привычный библейский оборот, указывающий на наступление особого, эсхатологического времени - на время исполнения Божьих замыслов (ср. Иер 3.18; Иоиль 3.1; Зах 8.23 и др.). Все евангелисты начинают рассказ о начале земного служения Иисуса с Иоанна.

Омыватель грехов - Иоанн получил прозвище «Хаматв`ил», то есть «погружающий в воду, омывающий, очищающий от грехов», что по-русски традиционно передается словом «Креститель». Такой перевод, к сожалению, неудачен, потому что в русском языке слово «креститель» и «крещение» семантически связаны со словом «крест» или даже «Христос» (ср. русское «крещение» и белорусское «хрышченне».)

О нем не сообщается никаких сведений, кроме того, что он был в Иудейской пустыне. Неизвестно, где именно в этой пустыне находился Иоанн. Это могло быть в низовьях реки Иордан в Иудее, но могло быть в Самарии или в Перее, тем более если вспомнить, что Илья, с которым отождествляется Иоанн, был взят на небо как раз в Перее, на восточном берегу Иордана (см. также Ин 1.28 и 10.40).  Многие экзегеты считают, что это была Иудея, долина Иордана, к югу от Иерихона, сравнительно недалеко от кумранского поселения. Кстати, неоднократно высказывались предположения, что Иоанн был связан с кумранитами и даже воспитывался у них, но это не более чем гипотеза. Однако некоторое сходство между их идеями всё же существует: это призыв к раскаянию, очищение водой, жизнь в пустыне.

Но самое главное то, что в богословском языке пустыня очень важное понятие, у этого слова есть два значения. С одной стороны, это место обитания бесов, средоточие зла. С другой же стороны, пустыня - место уединения, там человек может встретиться с Богом. Исайя говорит о том, что весть о спасении приходит из пустыни, через которую Бог поведет Свой народ. Это идеальное место для раскаяния. С пустыней также связывается идея нового Исхода, на этот раз из рабства у греха и зла. Недаром существовало предание, что Помазанник уведет верных в пустыню и повторит там чудеса, совершенные Моисеем. Туда ушли и кумраниты, а потом уходили другие сторонники мессианских движений (ср. Деян 21.38).

Нам известны различные обряды очищения от грехов с помощью воды, существовавшие у евреев того времени. Люди омывали себя в знак очищения от ритуального осквернения. В Кумране населяющие его отшельники совершали ежедневные погружения в воду. Кроме того, прозелиты, то есть язычники, поверившие в Единого Бога Израиля и принявшие Закон Моисеев, также должны были, кроме обрезания, пройти через обряд погружения в воду, что символизировало их смерть для прошлой жизни и рождение для новой. К сожалению, нет точных данных о том, что такой обряд уже существовал в первой половине I века.

Что же означало омовение, которое совершал Иоанн? Вероятно, нечто очень похожее на то, что совершалось с прозелитами. Многие евреи были убеждены, что их спасение было гарантировано самим фактом их принадлежности к народу Божьему, с которым Бог заключил Свой Договор, или Завет. Но в Мал 4.5-6 сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я пришед не поразил землю проклятием» (ср. Сир 48.10). Иоанн осознает свою эсхатологическую роль Божьего вестника, посланного Им для последнего и грозного предупреждения. Итак, целью омовения, совершаемого Иоанном, было предотвращение грядущего Божьего гнева - по крайней мере от тех, кто услышал его призыв.




Preaching of St. John the Baptist, The
  Artist:  CORNELIS Cornelisz. Van Haarlem
  Date:  1602
  Technique:  Oil on canvas
  Location:  National Gallery, London

Ст. 2 - В Мф 4.17 и Мк 1.15 этими словами начал Свою проповедь Иисус. Большинство экзегетов сомневается в том, что и Иоанн, и Иисус возвещали одно и то же. Иоанн был пророком гнева и Суда, его главный призыв был к покаянию, в то время, как Весть Иисуса была о Божьем прощении. Они полагают, что Матфей таким образом хотел продемонстрировать преемственность проповеди Иоанна и  Иисуса, их близость друг другу.

Вернитесь к Богу (буквально: «раскайтесь») - призывая евреев очиститься от грехов омовением, подобным омовению прозелитов, Иоанн объявлял необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Омовение водой было лишь знаком того, что человек раскаивался. Греческое слово «метано`эо» означает «изменить свой ум». Еврейское же слово «шув» («повернуться, возвратиться») означает нечто гораздо большее. Человек должен осознать, что он ушел от Бога, что ему необходимо возвратиться к Нему. Это гораздо серьезнее и конкретнее, чем перемена мыслей или чувство дискомфорта при мысли о грехах, за которым может и не последовать никакой реальной перемены. Вообще, библейскому языку чуждо сосредоточение на эмоциях, на психологизме. Если человек вернется к Богу, Бог простит ему все грехи. Единственное условие - желание вернуться, и это желание называется верой. Раскаяние как возвращение к Богу ставилось чрезвычайно высоко. В Талмуде говорится: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего, и лучше одно мгновение блаженства  в мире грядущем, чем вся жизнь этого мира». Пятое Благословение в синагогальной молитве «Восемнадцать Благословений» звучало так: «Обрати нас к себе, о Господь, чтобы мы раскаялись».

Царство Небес уже рядом - см. коммент. на 4.17.




St. John the Baptist preaching
  Artist:  RAPHAEL
  Date:  1505
  Technique:  Egg tempera on wood
  Location:  National Gallery, London
  Notes:  From the predella of the "Ansidei Madonna"

Ст. 3 - Евангелист видит в явлении Иоанна исполнение пророчества Исайи. Конечно, пророк говорил о том времени, когда закончится пленение народа Божьего и сам Бог поведет его через пустыню назад - в обещанную, или обетованную землю. Возвещать это событие будет глашатай - Божий вестник (по-гречески «`ангелос»). Им может быть как сверхъестественное духовное существо, так и земной человек, которому Бог доверил такую миссию. Теперь слова Исайи переосмыслены: спасение понято не как избавление от земных врагов, а как спасение эсхатологическое, конечное, как спасение от вражды с Богом, от греха, отделяющего человека от Бога и, в конечном счете, как спасение от смерти. У Исайи по этому пути пройдет Бог, но в Евангелии - это Христос, Сын Божий, явившийся в полноте божественной силы Своего Отца. Таким глашатаем наступления Нового Века стал Иоанн.

В пустыне: «Приготовьте путь Господу!» - любопытно отметить, что в Ветхом Завете слова соединены по-другому: «В пустыне приготовьте путь Господу». Именно поэтому некоторые ессеи* {Ессеями назывались члены религиозного движения, возникшего около 150 г. до н. э., для которого были характерны жизнь обособленными общинами в пустыне, общность имущества,  часто отказ от брака, ежедневные ритуальные омовения. О них см.: Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 8, 2-13.} ушли в пустыню и поселились в Кумране, дожидаясь там пришествия Бога, и свою общину они назвали  «Путь». Таким же будет потом самоназвание первохристианской Церкви (см. Деян 9.2; 18.25-26; 24.14, 22).

Ст. 4 - Евангелист сообщает нам некоторые сведения о том, как выглядел Иоанн. Он был одет в одежду, сотканную из верблюжьей шерсти или, возможно, в шкуру верблюда, он подпоясывался кожаным поясом. Вероятно, человеку, начитанному в Священном Писании, тотчас припоминался облик Ильи (4 Цар 1.8). Из слов Захарии можно также сделать вывод, что отличительным признаком пророка в Израиле было ношение власяницы (Зах 13.4).

Кроме того, было пророчество Малахии о возвращении на землю Ильи, который, согласно 4 Цар 2.11, не умер, но был взят на небо живым: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного». Миссией Ильи было подготовить народ к пришествию Господа, так что омовение, которое совершает Иоанн, и есть такое приготовление (см. Лк 1.17). В 11.14 Господь Иисус сам назовет Иоанна Ильей. Он питался скудными дарами пустыни: саранчой и диким медом. Согласно Лев 11.22, саранчу разрешалось употреблять в пищу. Кстати, бедуины и сейчас часто едят саранчу в сушеном или жареном виде, для них это один из основных источников белка. Мед Иоанн, вероятно, собирал в скалах, хотя некоторые комментаторы полагают, что речь идет о соке каких-то растений. Эта скудная диета говорит о том, что Иоанн был аскетом (ср. 11.18; Лк 7.33).

Ст. 5-6 - Призыв Иоанна был воспринят с огромным энтузиазмом. Люди шли к нему отовсюду: из Иерусалима, Иудеи и окрестностей Иордана. Об этом свидетельствует и Иосиф Флавий, говоривший об огромном стечении народа к Иоанну, что, по мнению историка, стало причиной его гибели (см. коммент. на 14.3). Люди почувствовали, что призыв к раскаянию в устах этого грозного и мрачного пустынника означал, что День Господень близок. Перед ними снова предстал пророк, посланный Богом. Конечно, у него были и враги, те, кто не принял его, кто не поверил в то, что его омовение было по воле Бога (см. 11.18; 17.12; 21.25-27, 32). Но всё же очень многие откликнулись, и это было настоящее религиозное возрождение. Из Евангелия от Луки  мы знаем, что были люди, думавшие, что Иоанн и есть долгожданный Помазанник (Лк 3.15).

Неизвестно, как именно совершал этот обряд Иоанн. Все ритуальные омовения, включая прозелитское, совершались самим человеком. Может быть, здесь тоже было так. Иоанн, возможно, был свидетелем, он свидетельствовал перед Богом о полноте раскаяния того, кто омывался, но не исключено, что Иоанн сам погружал его в воду.




James Tissot (French, 1836-1902).
Saint John the Baptist and the Pharisees
(Saint Jean-Baptiste et les pharisiens), 1886-1894

Ст. 7 - К Иоанну действительно приходили самые разные люди - даже те, кого вряд ли можно было здесь ожидать. Матфей, а также Лука сообщают, что к Иоанну приходили фарисеи и саддукеи. Это были члены противоположных друг другу религиозных течений, испытывавших друг к другу враждебные чувства.

**

Экскурс : Кто такие фарисеи

**

Экскурс : Кто такие саддукеи

Саддукеи - это члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и богатой аристократии. Из их числа избирался первосвященник. Их группа возникла в междузаветный период, а название, вероятно, происходит от имени одного из священников времен Соломона Цадока, что значит «праведный». Иосиф Флавий пишет так: «Отношения саддукеев между собой суровые и грубые». Они признавали авторитет только Писаний, особенно Пятикнижия Моисея, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых. Иосиф Флавий сообщает, что они также не признавали существования ангелов, духов, предопределения, посмертного воздаяния и судьбы, считая все это новомодными верованиями, не имевшими поддержки в Писании. Они также считали, что человек обладает полной свободой воли, потому что не верили во вмешательство Бога в человеческую историю и жизнь. Саддукеи стали яростными врагами Иисуса, потому что Его проповедь подрывала их политическое и финансовое положение, которому и так уже угрожали фарисеи.

**

В Евангелиях фарисеи и саддукеи предстают врагами как Иоанна, так и Иисуса и в конечном счете повинны в их смерти. Конечно, почти невозможно представить, что они вняли бы его призыву. Особенно это касается саддукеев, представителей высшего духовенства, считавших себя посредниками между Богом и людьми в деле прощения грехов. Вряд ли им могло понравиться то, что явился какой-то проповедник, ущемляющий, с их точки зрения, их права.

В 4-м Евангелии представители религиозных властей из Иерусалима тоже приходят и Иоанну, но с иной целью - не для омовения, а так сказать, с целью инспекции, чтобы узнать у Иоанна, кто он такой и какие у него имеются  полномочия, чтобы совершать очищение людей от грехов.

Кстати, греческий текст у Матфея также позволяет понять, что фарисеи и саддукеи пришли не для омовения, а чтобы как-то воспрепятствовать ему или получить какую-то выгоду от этого. В параллельном же тексте Луки, практически полностью совпадающим с текстом Матфея, Иоанн обращается не к фарисеям и саддукеям, но к толпам народа. Вероятнее всего, резкие и полные гнева слова, которые Иоанн обращает к ним, говорят о том, что далеко не всех приходивших для омовения побуждало к этому чистосердечное раскаяние и искреннее желание возвратиться к Богу. Вероятно, одних влекло любопытство, других привлекала популярность Иоанна, а кто-то приходил с недобрыми целями.

Гневные слова прозвучали в адрес людей, абсолютно уверенных в своем превосходстве над другими. Фарисеи считали почти всех остальных грешниками, проклятыми Богом. Саддукеи представляли собой Храм. Кто мог быть ближе к Богу, чем они? Но Иоанн называет их змеиным отродьем. Как змеи меняют кожу, оставаясь такими же злыми и опасными (ср. «волки в овечьей шкуре»), так и омовение не преобразит порочных людей. Ведь оно не магический обряд, а знак глубинного преображения всего человека. Отродье - они ничем не отличаются от своих отцов, которых постоянно обличали пророки (ср. особенно Осия). Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия?! - это риторический вопрос, и вероятный ответ на него: «Конечно, не я, не Иоанн». Бог в Священном Писании не раз назван сердцеведцем, Он судит не по тому, каким человек кажется, а по тому, что он на самом деле из себя представляет. О грядущем возмездии (буквально: «гневе») неоднократно говорится как в Ветхом, так и Новом Завете (Рим 1.18; Откр 14.10, 20; 15.7; 16.1, 19 и др.).

Историк Иосиф Флавий так писал об Иоанне: он был «святой человек, который убеждал евреев упражняться в добродетели, быть справедливыми по отношению друг к другу и благочестивыми перед Богом»*. {Иудейские Древности, XVIII, 2, 118-119.} Но это, так сказать, пресная адаптация на потребу римских читателей того, что было на самом деле. «Иоанн возымел такое влияние на людей не потому, что он призывал их быть добрыми. Этот страшный с виду подвижник, в грубых одеждах исходивший пустыню, возрождал представление о вдохновенном пророке и, как древний пророк, провозглашал Божий суд над народом-отступником».* {Ч. Додд, Основатель христианства, с. 101.}




UNKNOWN; Illustrator of 'Vie de Jesus Mafa'


Ст. 8 - Докажите на деле, чего стоит ваше обращение (дословно: «принесите достойный плод своего раскаяния»). Как дерево познается по плодам, которые оно приносит, так и люди должны доказать истинность своего возвращения к Богу своей жизнью, своими делами. Пророк Исайя говорит: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его» (55.7).

Ст. 9 - Наш отец - Авраам. Авраам считается прародителем народа Израиля, первым из так называемых патриархов. «Дети Авраама» - это был почетный титул у евреев (см. Ин 8.33; Рим 9.7; 11.1; 2 Кор 11.22; Евр 2.16 и др.). Агада называет его наследником земного и загробного мира. Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам - даже тем из них, у кого было много грехов - вхождение в Божье Царство. Иоанн возражает: наоборот, если народ Божий греховен, угроза суда над ним становится еще более реальной. Ср. Ам 3.2: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши».

Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. Иоанн не отрицает их сыновства, но предостерегает их, чтобы не они полагались на это. Что может быть более бесплодным, чем камни? Но Бог способен сделать так, что даже они, если понадобится, произведут на свет людей. Вероятно, здесь аллюзия на Ис 51.1-2: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены… Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его». Вероятно, Авраам и Сарра уподоблены таким камням, и Бог при необходимости может повторить это и дать Аврааму новых потомков. Здесь также возможна игра слов: арам. абнайя - «камень» и «бенайя» - «сыновья». Многие полагают, что евангелист имел в виду язычников.

Ст. 10 - Иоанн пророческим взором видит реальность и неизбежность Суда Божьего: уже лежит наготове топор у комля деревьев. Слово «лежит»  подразумевает, что топор положен Богом. Дерево будет срублено под корень. Тема гибели бесплодного дерева часто повторяется в Новом Завете (7.19; Лк 13.6-9; Мк 11.12-14, 19-21; ср. также Ин 15.6; Рим 11.17, 24). Она характерна и для Ветхого Завета (Ис 10.33-34; Иер 11.16; 46.22-23; Иез 31.3-12; Дан 4.7-11). Настоящее время глаголов «лежит», «срубают» и «бросают» подчеркивает близость Суда.




BACICCIO, Il
  Before 1695
  Oil on canvas
Louvre, Paris

Ст. 11 - Этот стих напоминает Иез 36.25-27: «И окроплю вас чистою водою - и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой». Иоанн омывает всего лишь водой. Он исполняет лишь «первую часть пророчества Иезекииля, а именно очищающее водное омовение; обновляющее дарование Духа будет совершено Тем, кто долен прийти».* {L.Goppelt, Theology of the New Testament, p. 38.} «Тот, кто должен прийти, не относительно, но абсолютно сильнее Иоанна».* (Там же.) Очищение Иоанна несовершенно, оно все еще остается в пределах старого Века. Оно носит подготовительный характер, предваряя то окончательное омовение, которое совершит Бог - омовение Святым Духом. Дух (евр. р`уах) - это ветер, отвеивающий мякину и шелуху. Дух также часто сравнивался с огнем (см. Ис 30.27-28), который как очищает, так и уничтожает: это огонь, сжигающий грязь и нечистоту, выжигающий примеси и оставляющий чистое золото. Святой Дух знаменует наступление Нового Века, с приходом которого установится Царствование Бога. Недаром в день Пятидесятницы на головы верующих пали языки пламени, и апостол Петр объяснит все чудесные явления того дня исполнением слов пророка Иоиля (Деян 2.2-21). Во многих ветхозаветных текстах вода и огонь являются символом суда (Пс 66 (65).10-12; Ис 30.27-28), а в апокалиптической литературе и кумранских свитках они сливаются в единый символ, там часто говорится об огненной реке (см. Дан 7.10; 1 Енох 67.13; 4 Ездр 13.10-11 и др.). «Когда Иоанн Креститель предупреждал, что Грядущий будет омывать огнем, он почти несомненно имел в виду этот огненный поток. Все будут вынуждены пройти через огненную реку, через суд, который поразит злых, но очистит праведных».* {Davies-Allison, Matthew, v. 1, p. 316.} «”Омовение Духом и огнем” есть иоаннова метафора, говорящая о ”мессианских страданиях”, то есть о периоде великого испытания, страданий и разрушений, которые ожидались перед наступлением мессианского Царства (см., например, Зах 14.12-15; Дан 7.19-22; 12.1; 1 Енох 100.1-3; Сивиллины Оракулы, 111.632-51; 1 QH 3.29-36)».* {J.D.G. Dunn, Unity and Diversity in the New Testament, p. 153.}

Сам Иоанн признает свою малость в сравнении с Тем, чей приход он возвещает. В древности считалось, что тот, кто приходит раньше, является более важным и авторитетным. Но Иоанн говорит, что, хотя Грядущий пришел позже его, Он так велик, что Иоанн недостоин снять у Него сандалии с ног, то есть исполнить по отношению к Нему даже то, что должен был делать только раб. Снимать обувь считалось столь низким занятием, что даже слуга не обязан был снимать обувь с ног хозяина, а если у еврея был раб-еврей, то и от него нельзя было требовать этой услуги. Правда, жена могла мыть ноги мужу, дети - родителям, а ученики - учителю, но это было не обязанностью, а высшим проявлением любви.

Ст. 12 - Неизвестно, кого имел в виду Иоанн, возвещая приход Того, кто несравненно выше его - возможно, он ждал прихода самого Бога. Иоанн сравнивает Его с крестьянином, веющим зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно потом собиралось в амбар. Слово «неугасимый» указывает на то, что речь идет об эсхатологическом суде, например, у Марка так назван огонь геенны (ср. Ис 34.10; 66.24; Иер 7.20).




John the Baptist in the desert
UNKNOWN; Illustrator of 'Dessine-moi le Bible', Claude Helft (author),
Desclйe de Brouwer, 2000

art_xv, иллюстрации к Новому Завету, евангелие, art_xix, art_xvi, kuznetsova_matthew, балтия, art, art_xvii, 1 от Матфея

Previous post Next post
Up