Naming of St. John the Baptist
Artist: ANGELICO, Fra
Date: 1434-35
Technique: Tempera on panel
Location: Museo del Prado, Madrid
57 Елизавете пришло время родить, и она родила сына. 58 Соседи и родственники, услышав о том, какую великую милость явил к ней Господь, поздравляли ее.
59 На восьмой день они пришли сделать обрезание ребенку и хотели назвать его Захарией, по отцу. 60 Но мать возразила:
- Нет, он будет зваться Иоанном.
61 - Но в твоем роду нет никого с таким именем! - сказали они 62 и стали знаками спрашивать отца ребёнка, как тот хочет его назвать.
63 Захария, попросив дощечку, написал:
"Его имя - Иоанн".
Все изумились.64 И в тот же миг к нему вернулась речь, он заговорил и стал прославлять Бога. 65 Всех соседей охватил ужас, и по всей горной Иудее только об этом и говорили. 66 И все, кто об этом слышал, задумывались и говорили про себя: "Кем же станет этот ребенок?" И действительно, с ним была сила Господня.
16th century
UNKNOWN , икона
Hermitage museum
15 век
WEYDEN BIRTH OF JOHN THE BAPTIST
Комментарий В.Кузнецовой
59 Лк 2.21; Быт 17.12; Лев 12.3 59-60 Лк 1.13
Ст. 57-58 - Рождение ребенка всегда считалось высшей радостью, особенно если это был сын. Женщину иногда даже переставали звать по имени, называя ее матерью такого-то (ср. Ин 2.1 - «мать Иисуса»). Но это рождение было чудесным для всех -даже для тех, кто не знал об ангеле. Все близкие поздравляли Елизавету (буквально: «радовались вместе с ней»).
От. 59 -Несмотря на то, что в самые древние времена имя давалось сразу после рождения, позже закрепилась традиция соединять наречение имени с обрезанием. Это первое письменное свидетельство того, что уже в I до н. э. этот обычай имел место. Обрезание означало, что ребенок получал «печать Завета», то есть входил в народ Божий и в Завет - в договорные отношения с Богом.
Согласно Закону, обрезание совершалось на восьмой день, даже если это была суббота (см. Ин 7.22-23; ср. Флп 3.5). Хотели назвать Захарией, по отцу- известно, что ребенка часто называли по имени деда, но традиция называть по отцу тоже существовала, тем более что в этом случае близкие хотели особенно почтить Захарию за великую милость Бога к нему.
От. 60 - В том,что Елизавета хочет назвать сына Иоанном, как велел Захарии ангел, некоторые видят чудесное совпадение, воздействие Святого Духа. Но, как мы увидим ниже, Захария мог посредствомписьма поведать жене о своём опыте общения с Богом.
Ст. 61 - Тем, кто присутствовал при обрезании, показалось странным желание Елизаветы, тем более что честь дарования имени ребенку принадлежала отцу.
Ст. 62 - То,что Захария не только не мог говорить, но и не слышал, подтверждается словами: стали знаками спрашивать.
Ст. 63 -Захария попросил - тоже знаками. В древности часто писали на специальных дощечках, покрытых воском, процарапывая буквы остро заточенной палочкой. Такое совпадение желаний вызывает изумление, ведь соседи и родственники не знали, что, называя сына Иоанном, отец и мать исполняли волю Бога.
Ст. 64 - Слова ангела исполнились: ребенок родился, и к отцу вернулись речь и слух (ст. 20).Захария стал прославлять Бога за эти два великие события. Если у него могли быть какие-то сомнения, то теперь они исчезли.
Ст. 65 - Ужас объясняется тем, что присутствующие своими глазами увидели чудо и почувствовали близость Бога. См. ст. 12. Весть об этом широко распространилась по всей горней Иудее, это южная часть Иудеи.
От. 66 - Люди чувствовали, что происходит нечто великое, что Бог на их глазах воздействует на человеческую историю через рождение этого мальчика. Сила Господня - дословно: «рука Господа». Здесь этот привычный библейский антропоморфизм говорит о том, что Иоанн находится под защитой и руководством Бога.
15 век
GHIRLANDAIO JB
ZACHARIAS WRITES DOWN THE NAME OF HIS SON
Ghirlandaio Birth The Baptist