С праздником Пятидесятницы - сошествия Святого Духа
Пятидесятница. Сошествие Святого Духа на апостолов.
1150, Афон
Благословен еси, Христе Боже наш, /
Иже премудры ловцы явлей, /
низпослав им Духа Святаго, /
и теми уловлей вселенную, /
Человеколюбче, слава Тебе.
klangtao сегодня пишет:
В Деяниях Апостолов больше всего поражает неотступное и активное присутствие Духа Святого во всех делах молодой Церкви. Лука и в первой книге упоминает Его чаще, чем другие евангелисты, но здесь Он, будучи посланный Церкви, предстаёт субъектом, синергетически взаимодействующим с её членами. Благодаря этому мистическому опыту общения Духа Сына Божия, вопиющего "Авва Отче", Христос был для неё не отсутствующим основателем и не объектом ритуального поклонения, а живым и действующим Главой. И то, что это не пустая риторика, свидетельствует восприятие "внешних", долгое время считавших Его телесно присутствующим среди учеников и управляющим Церковью: Светоний, комментируя указ Клавдия, выселявший иудеев за сто первый километр (Деян.18:2), говорит, что его причиной стали "волнения, провоцируемые Хрестом", а царь Агриппа и спустя десять лет объяснял прокуратору Фесту обстоятельства ареста Павла: "они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив".
В романе И.Уоллеса "Слово" эта "свежая" мысль (в рационализированном варианте) станет одной из основных фишек фальсифицированного "евангелия Иакова", сенсационно воспринятого угасившим Духа "христианским" миром, который, увы, описан почти с натуры, с едва уловимым гротеском...
Нет, дело не в особой полноте благодати, эксклюзивно характеризовавшей апостольскую диспенсацию -"ибо не мерою дает Бог Духа". И не в эсхатологических иллюзиях ранней Церкви, которыми любит всё объяснять либеральная теология: оттого, что "последнии дни", наступление которых засвидетельствовало в день Пятидесятницы исполнение пророчества Иезекииля (Деян. 2:14-21), длятся уже почти две тысячи лет, они не перестают быть последними. Крик души Моисея: "о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!" (Числ.11:29, первая паремия Пятидесятницы) уже осуществлён - однажды и навсегда. Для Церкви - в день Пятидесятницы. Для каждого из её членов - в миропомазании, принятии "печати дара Духа Святого", ординации во "всеобщее свящество". Нам это уже дано - заминка в том, чтобы принять и задействовать.
Только вот корень проблемы лежит, по-видимому, в следующем: "Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви" (1Кор.14:12). Ошибка подавляющего большинства "неохаризматиков" (и протестантских, и православных, вроде Мотовилова) в том, что стяжание Духа Святого переносится в сферу личного благочестия. Так и частое причащение Святых Таин начинает утрачивать смысл, когда не является практикой евхаристического собрания, а напротив, отделяет меня от него.
Но как говорить о назидании ("икодомии", строительстве) Церкви, если вопрос самой её манифестации <внимание, ересь!>и даже границ оказывается всё более запутанным и неразрешимым, а "простые" ответы - заведомо ущербными? Да, апостолы и уверовавшие по слову их тоже "ходили верою, а не вИдением", но Церковь - сфера излияния Святого Духа и Его действия в силе - была для них однозначно видимой.
Так вот и живём - то ли по Духу, то ли...
http://klangtao.livejournal.com/65625.html tapirr.com/ekklesia