Дорогие друзья!
От всей души поздравляю тех, кто празднует Рождество Христа сегодня!
Поскольку евангельские фрагменты о событии достаточно известны (ангелы, пастухи, волхвы), мне хочется привести здесь апостольское чтение сегодняшнее (читается на литургии).
Послание к Галатам Святого Апостола Павла. Глава 4 стихи 4-7
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены, подчинился закону,
чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа
Комментарий Брюссельской Библии
4 "Когда пришла полнота времени", т.е. время пришествия Мессии, ожидаемого в течение многих столетий (ср
Мк 1:15;
Деян 1:7;
Рим 13:11;
1 Кор 10:11;
2 Кор 6:2;
1 Петр 1:20 и др).
5-7 Мы сыны по Божию избранию; но сначала были "Отцом нашим Богом поставлены под закон и жили под игом его будто рабы. Но когда пришла полнота времен, Отец послал Сына, чтобы отставить пестуна (детоводителя, дословно педагога) и ввести нас в права на свободу сынов. Сын Божий пришел и сделал нас сынами... в Нем мы рождаемся от Бога... свидетельством чего является пребывание в нас Духа" (Св Феофан Затворник).
"Чтобы нам иметь на себе пробу (т.е. доказательство), что мы точно усыновлены Богом, Он дал нам Духа Своего, который показывает знак Отца на сынах; и Он, т.е. Дух, дает нам дерзновение говорить к Богу то, чего прежде по немощи и недостоинству не смели мы говорить, т.е. "Авва Отче" (Св Феофан Затворник).
Это слово стало в ранней Церкви молитвенным возгласом, ибо Дух Христов открывает верующим радость богосыновства (ср
Мк 14:36).
Протоиерей Александр Мень
"Благовестник свободы"
Ничего не подозревавший апостол <Павел>, окруженный друзьями, уже почти год жил в Сирии, когда, точно гром среди ясного неба, на него обрушилось известие из Галатии: верные ему люди сообщали, что его дело -- на грани развала. Простодушные галаты поддались увещаниям противников Павла, отреклись от своего учителя и поспешили принять обрезание.
Новость эта больно ранила апостола. Что делать? Отменить обещанную поездку в Эфес и вместо этого торопиться в Галатию? Но прежде следует написать послание своим первенцам, которые, увы, оказались такими нестойкими. Потрясенный известием, обиженный и раздосадованный, он садится диктовать.
Поначалу может показаться, что задето самолюбие проповедника. Но дело не в этом: он вынужден отстаивать свой авторитет не ради себя, а ради открытой ему Истины. Несмотря на охватившие его чувства, он не отрицает, что соперники проповедуют Благую Весть; апостол лишь указывает, что в их устах она получает превратный смысл. Наиболее резкий отпор дает Павел методам лжебратии, которые, пользуясь его отсутствием говорят о нем неправду, желая очернить его. Он трудится не для себя, а для Бога, его послали не люди, а Сам Христос, служителем Которого он избран от утробы матери. Павел еще раз подчеркивает, что учение, которое он возвещал галатам, -- не человеческая доктрина, а Откровение Божие.
Порицатели Павла напоминали, что и Сам Христос соблюдал Тору. Да, отвечает апостол, Христос подчинился Закону, но одновременно возвысился над ним. Как Человек Он прошел человеческий путь “подзаконной жизни”,но не ради порабощения букве, а ради любящей сыновней покорности Отцу. Он -- единственный Избранник, истинный Сын, посланный, уничиженный, отдавший Себя служению Отцу, поэтому Он дарует всем верящим Ему радость усыновления Богу.
А как вы -- сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего вопиющего: “Авва Отче!” Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа... Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. (Гал 4: 6--7; 5: 1).
Рабством апостол называет сведение веры к системе, канону, формальному правилу, то есть к тому, что было всего доступнее людям. Но этот несовершенный вид веры отжил свой век. Бог заложил начало новому миру. Он здесь, сейчас...
тут
книга Комментарий Wesley's Notes
4 But when the fulness of the time - Appointed by the Father,
Gal 4:2.Was come, God sent forth - From his own bosom. His Son, miraculously made of the substance of a woman - A virgin, without the concurrence of a man. Made under the law - Both under the precept, and under the curse, of it.
5 To redeem those under the law - From the curse of it, and from that low, servile state. That we - Jews who believe. Might receive the adoption - All the privileges of adult sons.
6 And because ye - Gentiles who believe, are also thus made his adult sons, God hath sent forth the Spirit of his Son into your hearts likewise, crying, Abba, Father - Enabling you to call upon God both with the confidence,and the tempers, of dutiful children. The Hebrew and Greek word are joined together, to express the joint cry of the Jews and gentiles.
7 Wherefore thou - Who believest in Christ. Art no more a servant - Like those who are under the law. But a son - Of mature age. And if a son, then an heir of all the promises, and of the all - sufficient God himself.
http://www.bible-center.ru/biblecomment?txt=ga+4&comm=wesley_eng