Шо, 12-летний мальчик, приезжает в деревню к родственникам, чтобы побыть в тишине и покое перед предстоящей ему операцией на сердце и обнаруживает, что помимо его семьи в этом доме живет крошечная девочка, размером с руку. Он замечает ее случайно, в траве, а затем пытается познакомиться с этой девочкой, которая, по наказанию своих родителей (таких же маленьких человечков) скрывается от людского взора, чтобы люди не подозревали о существовании кого-то помимо них и выбирается на поверхность только когда никого нет рядом. Но Ариетти (а так зовут девочку) самой становится интересен Шо, и она пытается украдкой посмотреть на него, получая выговор от родителей.
Безусловно, очередная конфетка от Гибли - потрясающее единение доброты и графики в сказочном мире, в котором хочется поселиться. Начиная с дома Людей, в котором очень уютные комнаты, с воздухом и светом, заканчивая подпольным домиком Маленьких Человечков, ярком и заполненном разными человеческими предметами, которые кажутся огромными рядом с ними. Весь фильм наполнен деталями - как Ариетти закалывает волосы крошечной прищепкой, как ее отец сидит в своем кабинете, а рядом стоят огромные ножницы, как толкут они печенье, чтобы превратить его потом в хлеб. Наслаждение, охватывающее душу, происходит именно из уютной картинки: с любовью продуманные комнаты человеческого дома и сад, коридоры подполья и жилище маленьких человечков, все в цветах и траве - бальзам на душу. Так, кажется, выглядит лучший санаторий для сердца - когда дует легкий ветер в приоткрытое окно, колыша занавески, когда дождь не разводит слякоть и грязь, а добавляет воздуху влажности, дает ему по-приятному сырой запах, когда солнечный свет мягок и тепел. И ты лежишь в чистой мягкой постели с интересной книгой. И, переворачивая страницу, слышишь, как поют птицы. Не крикливо и однообразно, а подобно бегущему ручейку - пение чистое, успокаивающее и вводящее в уютную дремоту.
Это не детский мультфильм и не взрослый, он вневозрастной, потому что далек вообще от условностей в целом. Сказка - да, конечно, сказка. Но не нарочитая притча или сахарная история с по необходимости счастливым концом. Это больше размышление на заданную тему, наблюдение, куда не лезут законы различных жанров, а все происходит так, как происходит.
В этом мире есть смысл пожить хотя бы эти 94 минуты, пролетающие, увы, со скоростью спугнутого воробья. Потому что такие произведения обязаны существовать, как существует горячая ванна с эфирными маслами после долгого пребывания на морозе, когда перестаешь чувствовать руки, ноги, себя. Главное - наблюдать. Главное - слушать. Не пропускать мимо себя все эти детали, наполняющие произведение смыслом более, чем его сюжет, который вообще вторичен и не играет особой роли.