Была на открытии биеннале современного искусства. Честно, я не очень понимаю, зачем устраивать пресс-показ, когда все находится в катастрофически незаконченном состоянии. Пока я дошла до залов в ARTPLAY, где выставлена часть основного проекта (2-я находится в ЦУМе на 5-м этаже), мне пришлось перепрыгивать через шланги, которые волок за собой чудно матерящийся строитель, и постоянно шарахаться от людей, везущих на тележках какие-то грузы. Внутри тот же бардак, половина объектов выставлялась прямо на глазах у журналистов, таблички к работам отсутствовали напрочь. Разобраться в этом винегрете, было категорически невозможно. Говорят, что бюджет в этом году у биеннале скудный, и в ARTPLAY до последнего ремонтировали сами залы, которые до этого, как выставочное пространство не использовались.
Петер Вайбель, куратор биеннале
Ситуацию спас, куратор нынешней биеннале Петер Вайбель, собрав вокруг себя журналистов, он жизнерадостно бродил среди недостроенных работ, объясняя, что к чему. Вообще этот австрийский куратор как-то сразу стал мне симпатичен. Он смахивает на Жерара Депардье, очень позитивный товарищ, рассказывает про искусство без всякого напыщенного пафоса, которым так любят снабжать свои речи наши кураторы. Он скорее похож на владельца небольшого ресторанчика в каком-нибудь красивом европейском местечке у моря, чем на директора Центра искусств и медиатехнологий. Да и с чувством юмора у него все в порядке, не зря же он в начале своей карьеры, ходил на поводке в одном из своих перформансов, значительно опередив нашего соотечественника Олега Кулика в этом нелегком деле, и устраивал Фестиваль мазохизма.
"Обратный отсчет" Т.В. Сантош
Жаль, что экспозиция биеннале оказалась лишена той приятной харизмы, которой обладает ее куратор. Мне лично ближе был проект прошлой биеннале "Против исключения" Жана-Юбера Мартена - там птички порхали, ужики ползали, ковры красивые висели. Все было очень человечно так. Здесь же сплошные провода, мониторы и динамики, громогласная ода новым технологиям! Название нынешней биеннале "Переписывая миры" тоже не очень впечатляет, ведь судя по работам экспозиции суть переписывания в замене инструментов и средств, раньше были холсты и краски, а теперь проекторы, но а миры все те же - все те же войны, кризисы и надвигающиеся экологические катастрофы.
"Свидетель", Сьюзан Хиллер