Недавно проезжая по нашей территории, как постоянно любит говорить один мой знакомый, временно находящейся под юрисдикцией Северной Осетии, я обнаружила установленные в ряд по дороге на Редант монументальные скульптуры с героями осетинского Нартского эпоса.
Вообще монументальная скульптура и живопись довольно хорошо развита у наших соседей, чего не скажешь о нас в режиме реального времени. У нас были и есть очень талантливые художники и скульпторы, но в основном предпочитали (ют) запечатлеть бытовые сцены (как например, Г.-М.Доурбеков и Х.-Б. Ахриев рисовали различные сцены становления Советской власти, скульптор Мамилов С., который создал десятки монументов социального характера), а также пейзажи. Все это, конечно, нужно и интересно, а ландшафт и архитектура Ингушетии поражают воображение и хочется их запечатлеть. Но мало кто занимается образами очень богатого ингушского фольклора, многочисленными персонажами наших преданий, сказаний, нартского эпоса. Исключение составляет не менее талантливый художник Имагожев Х.-А., кисти которого принадлежат такие известные картины, как «Сеска Солса и Боткий Ширтка», «Села Сата и Сеска Солса», «Села Сата», «Гибель Нартов» и т.д. Но его картины, как правило, передают портреты того или иного героя Ингушского нартского эпоса, и очень редко сюжеты. Я понимаю, что у Имагожева А-Х. свое видение, представление этих героев и пропорций в живописи. Даже те, что мне, например, очень нравятся по стилю написания больше подходят к сказкам и легендам.
Кулой-к1ант.
Села Сата и Сеска Солса.
Есть у него и такие, что выглядят совсем по-детски, на мой взгляд. ))
Например, эта
Нарт Саьтал бьется с гигантским кабаном.
Мне кажется, что картины к нартскому эпосу должны быть более глубокие, передавать не одну сцену, а всю историю. В одной картине должен отражаться не только сюжетный момент из эпоса, но и ингушский быт, уклад, а, самое главное, философия народа. Например, изображение Села Саты было бы более ценным в окружении предметов быта, старинных украшений из бронзы или золота по образцам, найденным в Горной Ингушетии.
К примеру, на этой картине осетинского художника (довольно простой по своему сюжетному составляющему) изображены, кроме войнов с их облачением, знаменитая пивная кавказская чаша и треножный столик, орнамент, оружие, пивной орнаментированный рог и так называемые «осетинские» пироги.
На следующей картине изображен древний кавказский (и не только) обычай посвящения коня покойнику, заодно художник умудрился показать наши склепы, хотя умершего на картине сами зарывают в землю. Так же со смыслом: склепы для них - это чужая культура.
Вот еще интересная картина. Наводит на мысль о циклопических постройках в горах и о Вамполах.
Один ученый-кавказовед, который пишет научно-популярные труды по нартскому эпосу кавказских народов, на вопрос почему он еще ничего не написал по Ингушскому нартскому эпосу, так и сказал, что у нас нет сюжетных картин и нечем сопровождать труды в качестве наглядного материала. А ведь до широкого круга читателей наука доходит именно через такую литературу.
Наверняка, кто-то из вас знает молодых начинающих художников. У каждого из них со временем складывается свой стиль и почерк. Хотелось бы, что бы вы им подсказали, мотивы сюжетных картин по нашим сказаниям, преданиям, эпосу, песням «Илли», культуре и обычаям. Это очень важно для нашей культуры и науки.