Дочитала Соловейчика "Педагогика для всех"
1. Соловейчик (ну это я уже встречала) говорит о том, что есть противоречие между тем, какого ребенка большинство воспитывает (удобного = = послушного), и тем, какого взрослого хочет видеть в будущем (самостоятельного =! послушного).
2. Бессмысленно требовать выполнения действий, которые не выполняешь сам. Вообще, скорее большую воспитательную силу имеет пример взрослого рядом, а не запреты\одергивания\напоминания. То есть, когда хочешь научить вежливо просить, нужно не напоминать каждый раз (как мы делаем, например) «а что нужно сказать?», а говорить самим все эти « спасибо» и «пожалуйста».
3. Нельзя подозревать детей в плохом! И не разоблаченные плохие поступки имеют большую воспитательную силу, чем те, которые всплыли, и за которые детеныш был наказан - наказание нечистой совестью никто не отменял, а оно сильнее, чем любое другое. И еще дети отражают веру значимых взрослых в них - и в мелочах и в таких вот вещах «хороший-плохой».
4. Соловейчик говорит о том, что важно в первую очередь нравственное воспитание, и « нравственный ум», а все остальное приложится. Спокойно относится и к включенному телевизору в доме, и к тому, что выросший ребенок может попасть в армию, и к яслям. Воспитывает «щелочка света» - из-под двери в комнату, в которой работает отец. Тут он совершенно расходится с мейнстримом «сознательного родительства» (как я его понимаю), когда основное занятие матери - именно _воспитывать_ детей, быть при детях. По его понятиям ( этого нет в книге, но логически следует из), в таком случае подрощенные дети ( девочки как минимум) учатся жить также - дома, и при детях, ничего более.
А вот какое-то количество наспех выхваченных цитат.
«Самое основательное, самое эффективное воспитание - это воспитание желаний»
«..не столько детей своих надо любить для хорошего их воспитания, сколько людей - и своих детей в частности..»
«… в этом-то и состоит педагогический талант - в умении почувствовать в ребенке равного себе душой, в способности к душевному общению…чтобы ребенок общался со мной, я должен не вызывать у него ни малейшего чувства опасности, он должен полностью доверять мне - вот и все.»
«я вынужден сотрудничать с ним [ребенком] и учить его сотрудничеству…мне нужно только одно, чтобы совместная работа и деятельность доставляли ему удовольствие, были его потребностью. Само это стремление так сильно влияет на ребенка, обладает такой воспитательной мощью, что все другие средства воспитания становятся просто ненужными »
В целом, кажется, это было именно та книга, которую мне было нужно прочитать - автор проговорил вслух то, что, что я вроде бы знала, но при этом частенько не следовала. Единственно, не понятно «как мы со всем этим взлетим»…