Хозяин

Jan 26, 2017 18:25



Прочитав статью Кургиняна о кубинском лидере Фиделе Кастро - духовном лидере Латинской Америки, сделавшим маленькую Кубу примером борьбы и стойкости для всего мира, в очередной раз задумалась о роли личности в истории.

У каждого народа есть свои герои. Их имена навечно вписаны в народную память. Народ жив, пока чтит своих героев, хранит предания о них и передает следующим поколениям.
Это люди, которые в определенный момент истории, в определенных обстоятельствах, ответили на поставленный перед ними вызов, не испугавшись ответственности.  Они не побоялись рисковать и выиграли. Они сохранили хладнокровие и выдержку, внушили окружению уверенность своим спокойствием,  сохраняя контроль над собой. Люди сильного духа и твердого характера. Такие люди оказываются Хозяевами положения.

И если такие лидеры оказывались во главе государства в переломные моменты истории, страна побеждала и выходила из войн и кризисов еще более сильной.
Есть ли у таких хозяев общие черты? Невозможно проанализировать характеры и поведение множества великих лидеров в истории человечества, но недавно прочитанные характеристики лидеров ХХ века дают некоторые представления о таких людях.

Бросается в глазах их ярко выраженная субъектность. При этом, люди обладающие этим качеством, сами отчетливо видят наличие или отсутствие субъектности в других.   Ощущение внутренней уверенности, присущее таким людям, передается через жесты, сквозит в манере поведения и разговора. Современные политики, зная об этом, нанимают опытных психологов и пиарщиков, которые учат их приемам поведения на публике подобным актерскому мастерству. Но обманывать можно до поры до времени, неизбежно твоя нервозность и слабость проявятся в нестандартных ситуациях.

Но раньше люди вели себя более естественно. И описание впечатлений  от  общения или наблюдения за великими политиками очень ценны. Особенно если этими впечатлениями делятся их выдающиеся современники.

Великий русский и советский писатель Максим Горький в своих произведениях не раз затрагивал эту тему. В романе «Жизнь Клима Самгина» главный герой описывает коронацию последнего русского царя Николая II и первое его появление перед народом перед  событиями на Ходынском поле. В его словах звучит разочарование и крушение надежд, которые возлагал народ на молодого царя. Надеялись, что Николай сможет решить множество проблем и противоречий, накопившихся на тот момент в России. И еще подробнее он описывает его после встречи на Нижегородской ярмарке. Манера поведения, общения, походка и пр. выдаёт в нем человека слабого. «Пропала Россия», - вот впечатления Самгина.

И тут же на ярмарке он встречает другого человека, которого он назвал «хозяин».
Хозяином оказался китайский сановник Ли Хунг-чанг.
«Плывущей своей походкой этот важный человек переходил из одного здания в другое, каменное лицо его было неподвижно, только чуть-чуть вздрагивали широкие ноздри монгольского носа и сокращалась брезгливая губа, но ее движение было заметно лишь потому, что щетинились серые волосы в углах рта…. На людей знаменитый человек Китая не смотрел, вещи он оглядывал на ходу и, лишь пред некоторыми останавливаясь на секунды, на минуту, раздувал ноздри, шевелил усами.
В отделе военно-морском он говорил ему о пушке; старый китаец, стоя неподвижно и боком к ней, покосился на нее несколько секунд - и поплыл дальше.
Генерал Фабрициус, расправив запорожские усы, выступил вперед высокого гостя и жестом военачальника указал ему на павильон царя.
Ли Хунг-чанг остановился. Китаец-переводчик начал суетливо вертеться, кланяться и шептать что-то, разводя руками, улыбаясь.
- Нельзя идти впереди его? - громко спросил осанистый человек со множеством орденов, - спросил и усмехнулся. - Ну, а рядом с ним - можно? Как? Тоже нельзя? Никому? …
Генерал Фабрициус пошел сзади Ли Хунг-чанга, тоже покраснев и дергая себя за усы.
В павильоне Алтая Ли Хунг-чанг остановился пред витриной цветных камней, пошевелил усами, - переводчик тотчас же попросил открыть витрину. А когда подняли ее тяжелое стекло, старый китаец не торопясь освободил из рукава руку, рукав как будто сам, своею силой, взъехал к локтю, тонкие, когтистые пальцы старческой, железной руки опустились в витрину, сковырнули с белой пластинки мрамора большой кристалл изумруда, гордость павильона, Ли Хунг-чанг поднял камень на уровень своего глаза, перенес его к другому и, чуть заметно кивнув головой, спрятал руку с камнем в рукав.
- Он его берет себе, - любезно улыбаясь, объяснил переводчик этот жест.
Генерал Фабрициус, побледнев, забормотал:
- Но... позвольте! Я ж не имею права делать подарки! Знаменитый китаец уже выплыл из двери павильона и шел к выходу с выставки.
- Ли Хунг-чанг, - негромко говорили люди друг другу и низко кланялись человеку, похожему на древнего мага. - Ли Хунг-чанг!»

Но в России появился такой лидер. Его также стали называть Хозяином. Это был Иосиф Виссарионович Сталин. Описать Сталина с такой стороны может только человек, сам обладающей мощной волей и субъектностью.  Таким был Уинстон Черчиль. Его впечатления от личных встреч со Сталиным ярки и пронизаны уважением к этому сильному и волевому человеку.

«Сталин был человеком необычайной энергии, эрудиции и несгибаемой силы воли. Он был резким, жестоким, беспощадным как в деле так и в разговоре. Ему никто и ничто не мог противопоставить в беседе. Сталин обладал юмором и сарказмом, а также великолепной способностью ясно и четко выражать свои мысли. Статьи и речи писал только сам, в его произведениях звучала исполинская сила. Эта сила была столь велика, что он казался неповторимым среди руководителей государств всех времен и народов. При встрече Сталин производил неизгладимое впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил все невольно вставали. Он обладал глубокой, лишенной всякой паники логической и осмысленной мудростью. Он был непревзойденным мастером находить выход из самого безвыходного положения. … Что не говорите о нем, таких история и народ не забывают.»

Пишут как о «хозяине Кубы» и о Фиделе Кастро. И хотя недруги называют его «самодержавным монархом с одиннадцатимиллионным населением» и «суперпрезидентом, главой «холдинга Куба», они не могут не признать его выдающихся качеств, заслуг и поддержку кубинского народа.
Так чем же отличаются коммунистический лидер, красный «хозяин» своей страны от просто «хозяина», как, например китайского Ли Хунг-чанга.

В своем рассказе «Хозяин» Горький четко описывает эту разницу. Хозяин булочных, предприимчивый человек, несмотря на свою неграмотность, имеет четкую мировоззренческую позицию. Это сильный человек, хорошо разбирающийся в людях и страдающий от несовершенств заведенных порядков. Он считает, что у каждого человека есть свое предназначение, но люди в социуме втискиваются в какое-то стойло, из которого не могут вырваться. И его предназначение - это крупное Дело, сопоставимое масштабу его личности. Но для Дела хозяина не находится команды сильных людей, пяти-шести умных невороватых товарищей, готовых стать Хозяевами.

«Умный человек должен целить в хозяева, а не мимо! Народищу - множество, а хозяев мало и оттого всё нехорошо…фальшиво всё и непрочно!». Выйдя из народа, хозяин презирает этот народ, даже не рассматривая его в качестве партнера. «Народ должен работать» - вот и всё его предназначение по мнению булочника. В Грохало хозяин увидел субъекта, равного себе и предложил ему место компаньона. Но граница между этими людьми прошла как раз по отношению к народу и Грохало не смог переступить через себя, он видел себя на стороне народа.

Китаец Ли Хунг-чанг - один из хозяев Китая подавлял крестьянские восстания, подмял под себя торговлю опиумом, выбивал посты для членов своей семьи, заключал невыгодные для страны договора. На народ ему было глубоко плевать, люди для него были лишь источником обогащения. По воспоминаниям Витте, для Ли Хунг-чана смерть десятков тысяч людей Печилийской области от чумы была «слишком незначительным поводом для огорчения китайского государя». Китайский народ стер его из своей памяти.
В отличие от булочника и китайского сановника, революционеры, ставшие хозяевами страны, оперлись на народ. Более того, они стали вытягивать людей из униженного состояния безсубъектности, утверждая что «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Это было настолько ново и необычно для того времени, что народ с удивлением и радостью откликнулся на этот лозунг. «Мы не рабы, рабы - не мы» выводили заскорузлые от работы руки и в их душе что-то менялось.

И люди запели «человек проходит как хозяин необъятной Родины своей» и «Что солнце каждый новый день/Восходит ради нас!/Идут хозяева Земли,/Идет Рабочий Класс!». Из этих рабочих выходили волевые сильные директора, руководители страны, командиры -  новая страна, выдержавшая проверку войной. Когда такой сильный лидер опирается на народ, страна делает огромный рывок - практически «взлетает» - это показывает нам история Кубы и России в ХХ веке.

Сегодняшний лидер России, к счастью, обладает субъектностью. Хотя его нельзя назвать Хозяином равному Сталину или Кастро. Путин не доверяет народу, развращенному сытым позднесоветским временем, основательно поломанным перестройкой и 90-ми годами. За эти годы хозяевами страны стали люди совсем другого порядка, оторванные от народа и думающие о личной выгоде. Надеяться, что в народе сами появятся личности, сопоставимые Сталину или Кастро не приходится. Сделано всё, чтобы такие люди не появились. И хотя наверху понимают, что нынешний класс хозяев-рвачей приведет страну к краху, сделать ничего не могут. Пытаются создать какое-то абстрактное «гражданское общество» путем подкармливания активистов, собранных в НКО, в различные городские сообщества. Через школьные и студенческие органы самоуправления выявлять активную молодежь, воспитывать её в духе государственничества. Но без идеологии (вернее, когда идеологией в обществе стали деньги) это начинание обречено на провал. Система будет штамповать себе подобных - коррупционеров и карьеристов.

Большевики были группой сильных волевых личностей, вместе составлявших плотный коллектив, объединенный общей целью, живущих и работающих на благо народа. Но создание партии в современных условиях упирается в сложность воспитания волевых и сильных духом людей - перехода честного и идейного человека из бессубъектного состояния  в состояние Хозяина. Сильная партия должна состоять из сильных личностей. Если появится такая, во главе с сильным лидером, будущее страны может резко измениться.

партия, Хозяин

Previous post Next post
Up