После распада СССР в 1991 году по стране прокатилась волна переименований. Многим захотелось «жить по-новому», избавиться поскорее от советского наследия в виде лозунгов, наглядной агитации, символов, названий и памятников. Можно вспомнить, с какой радостью либеральная общественность встречала демонтаж памятнику Дзержинскому в Москве на Лубянке. Также были убраны под видом реставрации ряд памятников советским деятелям, например Горькому с площади Белорусского вокзала площади, обелиск с именами идеологов коммунизма и социализма у Кремлевской стены в Александровском саду и др. По всей стране переименовали многие улицы, возвращая им «исторические» названия. А если эти улицы и скверы носили советские названия со дня своего создания, то подбирали им новые названия исходя из не поддающихся логическому объяснению причинам.
Не обошла «мода» на переименования и Набережные Челны. Были переименованы улицы Космонавтов (ул.Раиса Баляева), Студенческая (ул. Батенчука), проспекты Ленинский (пр.Сююмбике), Ленинградский (пр.Чулман) , Комсомольский (пр.Яшьлек), 50-лет СССР (пр.Хасана Туфана).
Да, Беляев, Батенчук, Туфан вполне заслуживают, чтобы их именами были названы улицы города. Почему бы комиссии по топонимике Челнов не назвать новые улицы именами этих достойных людей, почему пошли именно путем переименований?
О переименовании Ленинского проспекта хочется поговорить отдельно. Это один из центральных больших проспектов нашего города. В 1992 году на волне парада суверенитетов был переименован в честь царицы Сююн-Бике (Сююмбике). По легенде, которые некоторые считают историческим фактом, царица Сююмбике вместе с малолетним сыном сбросилась с башни казанского Кремля, чтобы не попасть в плен русским войскам, осаждавшим город. Но история описывает эти события несколько по-иному…
Все знают о существовании Волжской Булгарии - богатого и сильного государства на территории нынешнего Татарстана. В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска. А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя - Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища. С этого момента булгары вплоть до Советской власти не имели своей государственности.
К 1240 году Булгария перестала существовать и вошла в состав Орды. В 1436-1437 году Сарайский хан Улу Муххамед, являющийся внуком знаметитого хана Тохтамыша, в борьбе за власть отторг от Орды часть земель в Поволжье и основал свое ханство - Казанское. Стоит сказать, что булгары не имели права ставить своих ханов, сюда назначались ханы из других родов - Астраханского, Нагайского, Крымского ханств. Так, например, муж Сююмбике хан Сафа Гирей - был сыном крымского царевича, сам же он признал себя вассалом османского султана. Сама Сююмбике была нагайской царевной и так и не стала «своей» для казанцев. После загадочной смерти Сафы Гирея в 1549 году по малолетству сына Утямыш-Гирея она стала править Казанским ханством. Её власть держалась на иностранном войске - крымско-татарском отряде, охранявшем её. В 1551 году, когда русские войска осадили Казань, правительство ханства выдало Сююмбике, её сына Утямыша русским войскам. Сююмбике с почестями была отправлена в Москву и через год вышла замуж за Касимовского хана Шаха-Али.
Чем она полюбилась современной татарской элите - для меня остается загадкой, «тайна сея велика». Она не сделала ничего для народа, её жизнь не была отмечена никакими подвигами, она была чужой - и булгары расстались с ней при первой же возможности.
Булгары стали называться татарами, стали одним из многих народов Российской Империи, сохранили свой язык, культуру, религию. После Великой Октябрьской Социалистической революции в 1917 году татарский народ впервые за многие столетия получил государственность . И не только государственность, но свои национальные театры, библиотеки, школы, целую плеяду художников, писателей, поэтов, ученых, всеобщую грамотность. Трудолюбие татарского народа, миролюбие к другим народам, грамотно выстроенная национальная политика, хорошая учебная база, воспитавшая отличных специалистов во многих областях, сделали Республику одной из ведущих аграрных и промышленных районов СССР и сегодняшней России.
Указ о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики подписал именно В.И.Ленин в 1920 году. Именем Ленина и был назван один из центральных проспектов нашего города. Существует в Челнах и памятник основателю татарской Республики. Маленький памятник, давно нуждающийся в реставрации, стоит на Элеваторной Горе с отбитой рукой. Такое пренебрежение к советскому наследию вызывает недоумение.
С 2013 года инициативная группа горожан выходит с предложением к исполкому города об увековечивании имени Фикрята Табеева в названии одной из улиц нашего города. Судя по тому, что множество построенных улиц получили какие-то нейтральные и плодо-овощные названия, а рассмотрение вопроса о присвоении новой набережной имени Табеева неоднократно откладывается, создается впечатление, что и в руководстве города нет четкого понимания исторической роли этого человека в строительстве нашего города. Более старшее поколение помнят вклад Табеева в развитие нашего города и региона, но иногда читая и негативные отзывы некоторых наших горожан (видимо молодого поколения), мол, «кто он такой», «он купил себе улицу», приходишь к мнению о том, что они совсем не слышали об этом человеке. А между тем, при Табееве - первом секретаре Татарского обкома КПСС (1960-1979) были построены Нижнекамская ГЭС, Нижнекамснефтехим, казанский Оргсинтез, был построен город и завод КамАЗ. В это же время Республика сделала прорыв, став из успешной сельскохозяйственной - ведущей промышленной областью СССР. Табеев - Человек другого поколения, которое трудно понять молодым - искренне болеющий за Республику, работающий не на свой карман, а на благо народа, сделавший для республики так много, как никто другой.
В каждом периоде истории можно найти как хорошие, так и плохие моменты. И мы должны принимать историю такой, какой она была. Не идеализировать, но и избегать демонизации. Мы должны исходить из того, что если в каждом человеке есть хорошее и плохое, так и в истории страны, народа, были неоднозначные периоды, к которым мы не можем подходить из логики и норм сегодняшнего времени. А самое главное - надо избегать мифов, которыми в избытке кормят наших граждан. Мифы о Сююмбике, Войкове, гражданской войне, сталинском периоде, Иване Грозном и многих других замещают место настоящих исторических фактов. Люди не зная истории, не интересуясь ничем, кроме сиюминутных проблем и сегодняшних новостей, заглатывают множество фальшивок, даже не подозревая о том, что их попросту обманывают. А фальсификаторы, создавая множество мифов (большинство из которых созданы на Западе) преследуют при этом совершенно определенные цели. Например, слом национальной идентичности и социокультурных кодов. А с оболваненным народом, не знающим своей настоящей истории можно делать всё, что угодно. Наглядным примером для нас может стать Украина с переписанной историей и переформатированным сознанием народа.
Так давайте помнить и чтить свою историю и очень бережно относится к памяти нашего народа. Хоть и нет сегодня уже тех советских названий, но многие челнинцы по прежнему называют проспекты своими любыми названиями - Ленинский, Ленинградский, 50-лет СССР. Стереть народную память трудно, но и не нужно, так как это чревато большими проблемами в будущем.
Еще о переименованиях, Ленинопаде и десоветизации в новом номере
газеты "Суть Времени Наб.Челны"