Камазовские страдания

Jan 23, 2015 00:56



В начале декабря 2014 года Набережные Челны  посетил Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев с группой товарищей. Этими товарищами был А.Дворкович, В.Колокольцев, Д. Мантуров и др. в сопровождении Президента Татарстана Р. Минниханова. Делегацию встречал ген.директор Камаза С.Когогин. Было проведено заседание, на котором обсуждалось состояние дел КамАЗа. Состояние было, видимо, незавидное, так что  было что скрывать - прессу на заседание не пустили, обсуждение шло за закрытыми дверями.

И вот сейчас стали просачиваться некоторые подробности и  решения, принятые на этом заседании.

  До новогодних праздников завод работал 4 дня в неделю, праздничные дни продлили до 25 января. С марта Камаз переходит на  трехдневную рабочую неделю. Зарплата работников упадет на 25%, почти четверть работников в первом полугодии получат зарплаты менее 10 тыс.рублей.

Сколько людей отправят на общественно-полезные работы статистика умалчивает, лишь известно, что  ген.директор С.Когогин попросил на эти цели у Д.Медведева 152 млн.рублей, чтобы платить этим людям хотя бы минималку.
В 2015 году Камаз продолжит так называемую «оптимизацию численности персонала», а по-русски - людей просто выставят за ворота. Еще 5000 камазовцев вынуждены будут искать новую работу, а это не так просто сделать в моногороде. Зам. гендиректора по персоналу С.Романюк считает, что численность работников не соответствует мировому опыту: «Мы должны выйти на уровень 1,15 автомобиля на одного человека. Если производство не увеличится, численность автозавода может быть снижена примерно на 13%, до 33 700 человек». А производство вряд ли увеличится, эксперты прогнозируют спад продаж еще на 10%.

Россия вступила в ВТО в 2012 году. Было известно, об этом говорили многие эксперты, что одной из наиболее уязвимых отраслей является автопром, особенно сегмент грузовых автомобилей. С января по май 2014 года обвал автомобильного рынка грузовиков составил 13%, а прибыль Камаза обрушилась в 219 раз (!) и составила всего 11 млн. рублей
Жена гендиректора Камаза Сергея Когогина - Альфия Когогина, член ГД от партии «Единая Россия» голосовала за вступление РФ в ВТО. Также «за» голосовал и депутат от Набережных Челнов в ГД Олег Морозов. О чем думали тогда депутаты, чью волю они тогда выполняли? Ведь слабо верится, что они не представляли последствий своих действий.

Камаз строили в 70-е годы всем Союзом. По меркам того времени - это было современное предприятие с хорошим оборудованием,  за границей были куплены целые линии изготовления и обработки деталей, современное штамповочное и литейное производство.  Камаз - это  комплекс заводов в Челнах, а в СССР на него работали множество заводов-смежников в рамках межотраслевого взаимодействия по всей стране, существовала разветвленная сеть автоцентров по обслуживанию, ремонту и продаже автомобилей.

В 90-е годы, после развала СССР, началось повальное разграбление предприятий по всей стране. Не обошло это стороной и Камаз. При странных обстоятельствах сгорает  один из заводов Камаза - завод Двигателей.  Задержки по зарплатам достигают полутора лет. Завод практически останавливает продажу готовых автомобилей, но весь город лихорадочно торгует запчастями. Мгновенно обогащается камазовское начальство  начиная от зам.начальника цеха и выше по цепочке. В обновление и модернизацию производства, естественно, никто ничего не вкладывал. Это привело к тому, что сейчас некоторые заводы Камаза (например Литейный) находится в катастрофическом состоянии. Износ оборудования и устаревание технологий привело к отставанию от мирового уровня производства на десятки лет. При этом государство производит непрерывные вливания средств на поддержку предприятия на плаву. В 2015 году Д.Медведев пообещал помощь Камазу в размере 4 млрд. рублей ,  еще 35 млрд. завод занимает на инвестпроект -  такие много миллиардные вливания происходят каждый год.

Набережные Челны - моногород. Его жизнь напрямую зависит от автозавода.  В городе построено много новых зданий (многие выплачивают ипотеку), построено много стильных автоцентров (многие выплачивают кредиты), торговые центры растут как грибы. И никто не думает о том, что все это  как-то функционирует и кормит друг друга, пока работает Камаз.
С экранов телевизора наше правительство говорит о достижениях, об инновациях, модернизациях, приватизациях, твердит мантры об устойчивом развитии,  невидимой руке рынка и много других "умных" слов, но это всё там, в  виртуале. В реальной же жизни, многие производства и предприятия дышат на ладан. А ведь нам говорят, что следующие несколько лет будут еще тяжелее.

Это экономика. А что же будет с людьми? Ради чего они должны терпеть? Пока не будет внятных ответов на эти вопросы, государство в опасности. Найдутся люди, которые направят недовольство людей в определенное русло. Ведь люди могут терпеть ради высоких целей, ради Родины и её будущего, но они вряд ли поймут, если им в очередной раз скажут, что «сейчас просто наступила новая волна кризиса» и «невидимая рука рынка сама всё расставит по местам». Пора говорить людям правду. Горькую, но правду. И начинать что-то делать.

камаз

Previous post Next post
Up